Финансирование деятельности и исполнение сметы расходов учреждения образования: анализ и проблемы

Финансовая информация » Финансирование деятельности и исполнение сметы расходов учреждения образования: анализ и проблемы

Современное экономическое положение системы образования может быть коротко охарактеризовано следующими тезисами.

1. Бюджетные ассигнования на цели образования растут вместе с общим ростом расходной части бюджетов, хотя, по ряду оценок, продолжают существенно отставать от потребностей. Острота проблемы недофинансирования текущих расходов по отношению к середине 90-х гг. XX в. существенно снижена. Выделяются средства на цели развития образования, хотя каких-либо определенных стратегических задач в этом направлении государство пока не декларирует. Единственным исключением в этом плане является информатизация образования, правда целесообразность и формы ее реализации оцениваются неоднозначно. Информатизация образования в современном варианте только создает материальную базу для повышения его качества.

2. Экономический механизм функционирования системы образования сформирован под воздействием двух противоположных тенденций: с одной стороны, образовательные учреждения и организации последовательно включаются в рыночные отношения, с другой - усиливается централизованное начало в законодательно закрепленных и регулярно уточняемых условиях их функционирования. Автономия и самостоятельность образовательных учреждений последовательно заменяются централизованным управлением.

3. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе бюджетной сметы, структура которой ежегодно меняется вследствие изменений, вносимых в бюджетную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, особенно - в ее экономическую часть.

4. Анализ и прогнозирование развития системы образования осуществляется эпизодически, по различным методикам, без соответствующей методологии. Экономическое положение системы образования при этом не оценивается. Информационная составляющая принятия управленческих решений имеет невыраженный характер.

Совершенствование экономических механизмов функционирования сферы образования является одним из основных направлений государственной образовательной политики.

Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования предполагается обеспечить за счет внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций и учреждений, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующей притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.

Проблема финансирования системы образования выдвигается в последние годы на передний план и связывается в первую очередь с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансирования образования в бюджетах различных уровней.

В условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования, которые могут привлекаться образовательными учреждениями. Законодательство в области образования предоставило возможность осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением прямо запрещенных.

За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные формы обучения, оказание широкого спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом.

С одной стороны, развитие приносящей доходы деятельности создает для образовательных учреждений дополнительный источник финансовых ресурсов, что в некоторой степени стабилизирует положение каждого отдельного образовательного учреждения и отрасли в целом. С другой стороны, развитие коммерческой деятельности размывает и без того достаточно условные границы, которыми некоммерческая организация отделена от коммерческого, предпринимательского сектора. Увеличение доли внебюджетных поступлений ставит под сомнение некоммерческий характер сферы образования, закрепленный в действующем законодательстве. Тем не менее, недостаток бюджетных средств требует развития внебюджетной деятельности, а также наличия форм консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов для обеспечения уставной деятельности образовательного учреждения.

Эти и другие факторы являются, по сути дела, требованиями к изменению организации финансирования образования в современных условиях, т. е. требованиями к совершенствованию механизма финансирования образования.

Целью данной дипломной работы является анализ финансирования системы высшего образования. Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается современное экономическое положение системы образования, финансирование системы высшего образования. Вторая глава содержит анализ бюджетного финансирования деятельности образования и исполнение сметы расходов, а также описывается порядок определения потребности в бюджетных средствах. В третьей главе содержится оценка финансового положения вуза и расчет бюджетных расходов на одного студента, обучающегося на бюджетной основе. Вся практическая часть рассмотрена на примере Санкт-Петербургского Государственного Университета Водных Коммуникаций.

Другое по теме:

Проблемы и пути их решения
Главными проблемами являются: 1) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; 2) совершенствование налоговой системы; 3) оптимизация структуры расходов государства; 4) применение реального и прозрачного бюджета; 5) увеличение инвестиционного финансирования; 6) обе ...

Механизм и принципы кредитования
Кредитный механизм. Рынок кредитов - сфера обращения ссудных средств. Модель любой кредитной сделки можно представить в виде цепочки, состоящей как минимум из трех агентов (держателя сбережений, одного или нескольких финансовых институтов и реципиента), цепочки, по которой движутся кредитные ресурс ...

Анализ финансово–хозяйственной предприятия за 2009–2010 годы
Основные технико–экономические показатели являются синтетическими параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно–технической, хозяйственно–финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в отде ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru