Внешняя задолженность РФ: современное состояние и перспективы динамики

Финансовая информация » Внешняя задолженность РФ: современное состояние и перспективы динамики

Тема настоящей курсовой работы: внешняя задолженность РФ: современное состояние и перспективы развития. Актуальность данной темы заключается в том, что вопросы управления государственным долгом РФ в последнее время перешли в разряд первостепенных, проблема внешней задолженности страны приобрела глобальный характер. Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Более того, данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Структура и объем внешнего долга России отражают геополитические и экономические проблемы – разрушение СССР, экономический спад в России 90-х годов, непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с иностранными кредиторами.

Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от внешнего долга и перспективы развития ситуации.

Цель работы потребовала решения следующих задач:

§ отражение экономического содержания государственного долга;

§ анализ причин возникновения государственного долга Российской Федерации;

§ анализ обслуживания государственного долга Российской Федерации и его современного состояния;

§ отражение перспектив сокращения государственного долга России и его социально-экономического значения.

Объектом исследования настоящей работы является государственный внешний долг Российской Федерации.

В работе рассмотрены причины возникновения внешнего долга, современное состояние государственной и корпоративной внешней задолженности РФ. Особое внимание уделено периоду после распада СССР и проблеме наследования обязательств. Также в курсовой работе показано положение России как кредитора и отмечены способы урегулирования задолженности отдельных стран.

История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. [1, С.13]

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй же половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, правительство разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный.

Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями.

При благоприятной ситуации часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по оплате государственных займов. В основном же, платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Основу государственного долга составляли долгосрочные займы, которые могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: «При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью. [3, С.336]

Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

В соответствии с мировой практикой закупку машин и оборудования на Западе Советский Союз осуществлял, как правило, на условиях фирменного и банковского кредита; с начала 80-х гг. в кредит стали закупаться товары широкого потребления и продовольствие (для насыщения дефицитного внутреннего рынка необходимыми продуктами питания и потребительскими товарами).

Основная особенность фирменных и банковских кредитов промышленно развитых стран состояла в том, что привлекались и погашались они на обычных рыночных условиях. Обычно на кратко- и среднесрочной основе, причем исключительно в денежной форме, т.е. в свободно конвертируемой валюте, которую Советский Союз зарабатывал за счет экспорта за рубеж сырья, главным образом нефти и газа, или за счет новых кредитов. И даже столь популярные с конца 70-х гг. так называемые компенсационные кредиты, погашение которых предусматривалось продукцией предприятий, закупленной в кредит, в своем большинстве также выплачивалось экспортной выручкой от нефти и газа. Это лишь укрепляло зависимость страны от уровня мировых цен на эти товары и курса доллара США.

Первые внешние заимствования Советский Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований в СССР наступил в 1985 г., после прихода к власти М. С. Горбачева.[4, С.27]

Одновременно Советский Союз сам являлся кредитором, развивая внешнеэкономические связи и сотрудничество по линии экономического и технического содействия, а также в рамках военно-технического сотрудничества. Среди более чем 50 стран, получавших советские кредиты, преобладали государства, помощь которым оказывалась по политическим и военно-стратегическим соображениям.

Важнейшая особенность советских кредитов состояла в том, что они не только предоставлялись в товарной форме, но и погашались в основном в товарной форме, как правило, продукцией местного производства, в лучшем случае – продукцией построенных при помощи СССР предприятий. Другая особенность кредитной помощи СССР заключалась в том, что предоставлялись кредиты на исключительно льготных для страны-заемщика условиях: на 10-15 лет и 2,5-4% годовых.[5, С.6]

Таким образом, из-за существенных различий позиций СССР как международного должника и как международного кредитора результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.

Другое по теме:

Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами коммерческого банка
Управление банковскими ресурсами представляет собой деятельность, связанную с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определением величины и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной увязке с их размещением В настоящее время ДБ AO «Сбербанк России» рассма ...

Виды ценных бумаг и инструментов на их основе
Выделяют несколько видов ценных бумаг. 1. Эмиссионные ценные бумаги – любые ценные бумаги, в том числе бездокументарные, которые характеризуются одновременно следующими признаками: 1) закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осущ ...

Налоговая политика на 2007 г
В основу формирования налоговой политики ООО ПФ «Кемпинг – Н» положена оценка текущей налоговой ситуации, определяемой структурой и динамикой налоговых платежей, а также основными проблемами, возникающими в процессе применения налогового законодательства. Результаты проведения налогового анализа по ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru