Проблемы и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в современных условиях

Финансовая информация » Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в зарубежных странах » Проблемы и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в современных условиях

Страница 1

Выбор способов реформирования национальных систем пенсионного обеспечения зависит от ряда макроэкономических, социальных и демографических факторов: состояния экономики и рынка труда (важнейшими индикаторами которых выступают занятость и заработная плата), масштабов бедности, демографической структуры населения, включающей соотношение работающих и пенсионеров.

Вслед за периодом широкого копирования моделей пенсионных реформ, рекомендованных Всемирным банком, все чаще звучит мнение, что реформы должны учитывать специфику конкретной страны, включая не только состояние экономики и других системных факторов, но и что не менее важно - менталитет населения.

При разработке концептуальных основ пенсионных реформ целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями:

проведение пенсионных реформ требует выбора основных целей будущей пенсионной модели и принципов ее организации; например, предполагаемое расширение охвата пенсионным страхованием или социальным обеспечением вызывает необходимость оценки предложенных вариантов с помощью экономических возможностей в средне - (5-10 лет) и долгосрочной перспективе - (15-55 лет); а также актуарных оценок структуры работающих, их заработной платы, трудового стажа и тарифов страховых взносов, доходной и расходной статей бюджетов;

обоснование стратегических решений возможно при наличии необходимых достоверных статистических данных и высоковероятных прогнозов экономического, демографического и финансового развития страны;

применение тех или иных пенсионных институтов возможно на основе адекватного соответствия с рядом факторов, включающих: характеристики системы доходов и занятости населения, наличие в стране культуры социального и личного страхования, инфраструктуры статистики, учета и законодательного обеспечения [15].

Международный опыт свидетельствует о наличии в функционировании социальной сферы ряда закономерностей. При низкой по размеру заработной плате, не обеспечивающей потребительский бюджет семьи или незначительно его превышающий, возможности работающих, а также их работодателей делать страховые отчисления в необходимых объемах для получения приемлемой пенсии весьма затруднительно.

Например, если доля бедного населения превышает 15% от общей его численности, то бюджет любого государства начинает испытывать "финансовый перегрев", из-за необходимости выделения значительной доли средств на борьбу с бедностью. Объем необходимых финансовых ресурсов на решение этих задач будет составлять не менее 2-3% ВВП на каждые 10% бедных. Если доля безработных в стране на протяжении двух-трех десятилетий превышает 10% рубеж, то для системы пенсионного обеспечения потребуется значительная поддержка государства на финансирование социальных пенсий, затраты на которые могут составить не менее 1,5-2,5% ВВП.

Когда доля пенсионеров превышает 20% от общей численности населения, то минимальные финансовые ресурсы на пенсионное обеспечение в стране должны составлять не менее 6-7% ВВП.

Все возможные варианты модернизации пенсионных систем с экономической точки зрения можно свести к двум альтернативным регуляторам. Первый - увеличение доходов пенсионной системы. Второй - сокращение расходов пенсионной системы.

Конкретными способами достижения компромиссных решений между размерами пенсий и финансовыми расходами на эти цели являются:

определение способов предоставления пенсий на основе разграничения порядка их финансирования и определения с этой целью целевых источников: бюджетных или страховых;

определение порядка предоставления пенсий - круга их получателей, необходимого страхового (трудового) стажа и возраста выхода на пенсию;

установление порядка предоставления привилегий в области пенсионного обеспечения за особые заслуги или за особый характер деятельности в форме досрочного выхода на пенсию [7].

Крупной проблемой для стран СНГ при проведении пенсионных реформ стала проблема выбора базового пенсионного института в национальных пенсионных системах. Речь шла о выборе между несколькими "развилками", требующими своего выбора в постсоветский период.

Первая "развилка" - какому пенсионному институту отдать предпочтение: сохранить советскую пенсионную систему, базировавшуюся на государственном социальном обеспечении или внедрять новый институт, основанный на принципах социального пенсионного страхования. Практически все страны СНГ (кроме Армении) отдали приоритет пенсионному страхованию.

Вторая "развилка" состояла в определении вида института пенсионного страхования:

с начальными элементами страхования, который выбрали Азербайджан, Беларусь, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Украина;

условно-накопительного пенсионного страхования, который выбрала только Россия;

накопительного пенсионного страхования, который выбрал только Казахстан, а в качестве дополнительного института применяет Россия и собирается внедрить Украина.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие сущность и структура инвестиционных рисков
Инвестиционный риск — это риск обесценивания капиталовложений из-за действий государственных органов власти и управления. Цель управления инвестиционным портфелем состоит в увеличении его рыночной стоимости. Важным критерием отбора акций портфеля является уровень доходности акций. Но высокая ожидае ...

Способы взимания налогов
В налоговой практике существуют три способа взимания налогов: 1) кадастровый; 2) изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника); 3) изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, который содержи ...

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся: доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учрежден ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru