Сущность государственного долга

Финансовая информация » Управление государственным долгом » Сущность государственного долга

Страница 1

Для устранения бюджетного дефицита (преобладания расходов государственного бюджета над его доходами) государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате которых формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Он увеличивается также вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

Юридическое определение: "государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией"[2].

Экономическое определение: государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

Государственный долг как экономическая категория – это система отношений между органами государственного управления и частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами по поводу формирования и погашения задолженности.

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.[3]

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет[4].

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть:

краткосрочными (до одного года),

среднесрочными (свыше одного года до пяти лет),

долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет).

Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы наблюдали совсем недавно в переходной экономике России.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям.

По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему (согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ). Но распространено и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам страны (это определение более широко распространено в мировой практике). С позиции общественных отношений внешний долг ассоциируется с задолженностью одного субъекта другому (т.е. одной страны - другой), а внутренний – это долг самим себе.

Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью
Вышеприведенные расчеты показали, что «узким» местом в финансовой деятельности компании является абсолютный рост дебиторской задолженности. Для того, чтобы ситуация не стала критичной, компании следует изменить свою кредитную политику. Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельны ...

Финансовый анализ и его результаты как главное слагаемое инвестиционной привлекательности предприятия
Под инвестиционной привлекательностью предприятия понимается совокупность характеристик, позволяющую потенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других для вложения имеющихся средств. В настоящее время существует несколько методик оценки инвестиционной ...

Сущность финансовой интеграции
Финансовая интеграция— гармонизация и унификация налоговых систем, бюджетной классификации, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля со стороны центральных банков за деятельностью коммерческих банков, проводимая в целях большей координации политики государств, входящих в реги ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru