Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации – 1000 руб.
В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Кроме того, для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций (ГСО).
При анализе удельного веса каждого вида ценных бумаг в современной структуре государственного внутреннего долга, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес имеют облигации федерального займа с амортизацией долга – 69%, ОФЗ с постоянным купонным доходом составляют 19%, ОФЗ с фиксированным купоном – 10%, и наименьший удельный вес имеют государственные сберегательные облигации (ГСО-ФПС) – 2%. [рис. 1]
К 2008 г. по оценкам экспертов, около 300 млрд. руб. будет приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.
![]() |
Рис.1. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 11.09.2006 г.
Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 года. Так, если в 1996 г. внутренний долг составлял 76,76 млрд. руб., в 1997 г. - 248,98 млрд. руб., то в 2003 г. он возрос до 654,7 млрд. руб. На 1 января 2006 г. внутренний долг РФ составил уже 851,15 млрд. руб. [табл. 1].
Таблица 1. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.[12]
Виды ценных бумаг |
ГКО |
ОФЗ-ПК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ОГНЗ |
ОРВВЗ 1992 года |
ОГСЗ |
Итого внутренний долг |
на 01.01.1993 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,01 |
- |
0,01 |
на 01.01.1994 |
0,20 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,02 |
- |
0,22 |
на 01.01.1995 |
10,59 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,03 |
- |
10,62 |
на 01.01.1996 |
65,76 |
7,96 |
- |
- |
- |
- |
0,05 |
3,00 |
76,76 |
на 01.01.1997 |
203,58 |
33,53 |
3,80 |
- |
- |
- |
0,07 |
8,00 |
248,98 |
на 01.01.1998 |
272,61 |
47,62 |
115,78 |
- |
- |
1,77 |
0,11 |
13,08 |
450,97 |
на 01.01.1999 |
16,82 |
0,13 |
346,83 |
112,56 |
- |
2,64 |
0,12 |
14,64 |
493,74 |
на 01.01.2000 |
7,43 |
0,04 |
402,21 |
112,43 |
- |
2,69 |
0,14 |
4,88 |
529,83 |
на 01.01.2001 |
3,05 |
24,11 |
359,21 |
122,77 |
- |
19,50 |
0,18 |
3,00 |
531,81 |
на 01.01.2002 |
19,54 |
24,10 |
307,82 |
138,53 |
- |
20,73 |
0,21 |
0,12 |
511,06 |
на 01.01.2003 |
18,82 |
24,10 |
350,74 |
207,07 |
42,29 |
11,50 |
0,08 |
0,11 |
654,70 |
Виды ценных бумаг |
ГКО |
ОФЗ-ПК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ОГНЗ |
ОРВВЗ 1992 года |
ОГСЗ |
Итого внутренний долг |
на 01.01.2004 |
2,72 |
24,10 |
50,48 |
199,31 |
375,42 |
11,50 |
0,04 |
0,10 |
663,67 |
на 01.01.2005 |
0,02 |
0,001 |
43,31 |
171,22 |
542,24 |
- |
0,03 |
0,0002 |
756,82 |
на 01.01.2006 |
0,02 |
0,001 |
123,64 |
131,13 |
596,33 |
- |
0,03 |
- |
851,15 |
Другое по теме:
Анализ кредитоспособности
Кредитоспособность – это такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, при котором существует уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с установленными условиями договора. Состав и содержание показателей оценки в ...
Задачи и контрольные
полномочия Счетной палаты
Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет: – контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; – определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования феде ...
Совершенствование политики формирования доходной
части бюджета Курской области
Ниже рассмотрим основные особенности политики формирования доходной части бюджета Курской области, имевшие место в последние годы. Налог с продаж (НСП) – один из основных налогов, обеспечивающих финансовые поступления в бюджет Курской области. Его взимание регулируется законом Курской области “О на ...