Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения

Финансовая информация » Управление государственным долгом » Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения

Страница 1

Нам, можно сказать, повезло. Долгое время жители нашей страны, которые хотя бы немного были заинтересованы экономикой и политикой, положением России в мире и ее делами с другими государствами, ждали разрешения непонятностей в ситуации с погашением государственного внешнего долга. И вот сейчас, спустя 8 лет после финансового кризиса 1998 года, мы ощутили плоды работы в этом направлении.

Что помогло выйти из кризисной ситуации?

1) высокие темпы экономического роста РФ, наблюдающиеся в последние годы (6-7% в год);

2) устойчивый положительный платежный баланс;

3) улучшение структуры государственного бюджета, который является источником погашения государственного долга. После 2000 года бюджет стал профицитным (т.е. доходы стали превышать расходы);

4) создание в 2004 году так называемого Стабилизационного фонда, главная функция которого – погашение внешней задолженности.

Проблема заключается в отсутствии четкой стратегии распределения средств Стабилизационного фонда. Ведь у государства есть и другие серьезные задачи: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности. Важным источником погашения внешней задолженности до августовского кризиса 1998 г. были новые кредиты членов Лондонского и Парижского клубов, а также МВФ и Всемирного банка. Сейчас эти источники почти не используются.

Недавнее погашение всего объема внешнего долга России перед Парижским клубом кредиторов имеет ряд положительных моментов.

Во-первых, досрочное погашение долга ускорит повышение суверенных рейтингов России, хотя остаются еще бюджетные и политические риски. И все же, снижение уровня долговой нагрузки государства уже сейчас позитивно оценивается рынком еврооблигаций и позволяет заемщикам снижать стоимость привлекаемых ресурсов, что смягчает последствия повышения процентных ставок на мировых рынках. В качестве позитива можно отметить и обещание Минфина направить в инвестфонд 7,7 млрд. долл., сэкономленных в ходе второго транша досрочного погашения долга.

Во-вторых, как утверждается в пресс-релизе Министерства финансов, отношение государственного внешнего долга к ВВП снижается после досрочного погашения до 9%, а досрочное погашение будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране. Таким образом, теперь России осталось погасить только часть долга бывшего СССР в размере 3-4 млрд. долл., который сейчас погашается в основном экспортными поставками техники.

В-третьих, по мнению министра финансов Алексея Кудрина, досрочное погашение Россией долга перед Парижским клубом кредиторов позволит ей претендовать на все зарубежные активы бывшего СССР, поскольку в начале 90-х гг. Россия приняла на себя весь внешний долг бывших советских республик в обмен на получение прав на всю зарубежную недвижимость бывшего СССР. По различным оценкам, общая стоимость загрансобственности (в том числе, спорное имущество) оценивается в 300-400 млрд. долл., по оценкам Счетной палаты – 150-200 млрд. долл Между тем, на практике процесс возврата загрансобственности может оказаться весьма проблематичным из-за ненадлежащего учета этой собственности (из находящихся на балансе объектов недвижимость пока не переписана в девяти из 75 стран, но это крупнейшие страны — Англия, Япония, Польша и др.), и из-за претензий Украины (как известно, Украина отказалась ратифицировать "нулевой вариант" и разослала ноту с требованием, чтобы западные страны не признавали правопреемство России до разрешения спорных вопросов).

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Оценка финансового положения вуза
Российское государство, за редким исключением, не покупает образовательные услуги для своих граждан. Оно создало и продолжает создавать государственные образовательные учреждения, в нашем случае - вузы, и финансирует/содержит их, т.е. оплачивает их расходы, из средств своего бюджета (см. определени ...

Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике
Государственный и муниципальный финансовый контроль — контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и ...

Особенности обращения ценных бумаг
Обращение ценных бумаг подразумевает переход исключительного права владения и пользования от одного владельца другому в результате заключения гражданско-правовой сделки, другими словами это процесс купли-продажи или другой формы, с соблюдение законодательных норм и правил, передачи права собственно ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru