Сущность и организация налично-денежного оборота в Украине

Финансовая информация » Организация наличного денежного обращения » Сущность и организация налично-денежного оборота в Украине

Страница 1

Налично-денежный оборот представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.

НБУ является единым эмиссионно-кассовым центром страны. Налично-денежный оборот инициализируется в соответствующих областных Управлениях НБУ. Исходя из показателей кассовых оборотов финансово-кредитных учреждений и динамики эмиссии областные управления НБУ заказывают пополнение своих резервных фондов из центрального хранилища наличных денежных средств НБУ. Резервные фонды НБУ пополняются не только за счет эмиссии, но и за счет изъятия денег из обращения (ремиссии). Из оборотных касс областных Управлений НБУ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическими и физическим лицам (либо в кассы предприятий, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, и т.д.)

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.п.

Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организация (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению).

В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах и деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, поэтому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в соответствующие областные Управления НБУ. Последним также устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводится в резервные фонды, т.е. изымаются из обращения.

Конституция Украины, как основной Закон и правовой акт высокой степени общности, формирует национальную банковскую систему, определяет Национальный банк как главенствующий орган, наделенный законодательной инициативой и функциями контроля, надзора и регулятивной функцией.

В соответствии со ст. 93 Конституции Украины право законодательной инициативы принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины.

Ст. 100 определяет Раду Национального банка Украины как орган, разрабатывающий основные положения денежно-кредитной политики и осуществляющий контроль за ее проведением.

Основным законом, определяющим структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков является Закон Украины «О банках и банковской деятельности» №2121-III от 07.12.2001 г.

Целью этого Закона является правовое обеспечение стабильного развития и деятельности банков в Украине и создания надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке, обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков, создание благоприятных условий для развития экономики Украины и поддержки отечественного товаропроизводителя.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
В основу бюджетной политики на 2012 -2014 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ...

Проверки филиалов и представительств
Инспекторы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и уплаты региональных и/или местных налогов (п. 7 ст. 89 НК РФ). Проверять федеральные налоги, даже если они зачисляются в региональный и местный бюджеты, в рамках подобных проверок нельзя ...

Предпосылки реформирования налоговой системы
В Советском союзе налоги в целом в идеологи­ческом смысле рассматривались, как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых от­ношений, «поскольку чистый до ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru