Экономическое содержание налогового контроля

Финансовая информация » Характеристика методов контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц в соответствии с нормативно-правовой базой РФ » Экономическое содержание налогового контроля

Страница 1

В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования ст. 82 НК РФ была дополнена определением налогового контроля: налоговым контролем

признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ).

Целями налогового контроля в контексте данного определения являются:

1. выявление налоговых правонарушений;

2. обеспечение неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения.

Объектом

налогового контроля являются действия налогоплательщиков, плательщиков сборов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению в качестве налоговых агентов) налогов и сборов (далее для краткости – налогоплательщики).

Предметом

налогового контроля являются бухгалтерские книги, отчетность, налоговые декларации, договоры, приказы, иные документы, так или иначе связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением иных прав и обязанностей в сфере налогообложения, а также в отдельных случаях территории и помещения налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый контроль.

В качестве субъектов

налогового контроля выступают налоговые органы в отдельных случаях таможенные органы.

Содержание

налогового контроля включает:

· проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;

· проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности предоставления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

· проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

· проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов организации сумм налогов и пеней;

· проверку правильности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением;

· предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах

· выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;

· выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

· принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей.

Налоговый контроль в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

· правомочность;

· полнота;

· всеобщность;

· регулярность;

· единство;

· соблюдение налоговой тайны;

· объективность и достоверность.[1]

Принцип правомочности означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государством органами, которые действуют в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством.

Принцип полноты налогового контроля означает, что все виды законодательно установленных налогов и сборов должны быть охвачены системой контроля независимо от суммы платежей.

Всеобщность налогового контроля заключается в том, что все налогоплательщики – хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели) и физические лица должны быть охвачены системой контроля.

Регулярность налогового контроля предполагает, что контрольная деятельность носит систематический характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены ограниченные сроки для проведения налогового контроля.

Единство налогового контроля предполагает единообразное осуществление налогового контроля на территории РФ, т.е. единство форм и методов и порядка проведения налогового контроля.

Принцип соблюдения налоговой тайны изложен в п. 1 ст. 102 НК РФ, в соответствии с которой налоговую тайну соблюдают любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органами государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Поступающие в налоговые органы и другие органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Кредитная и банковская системы страны. Виды банков и их функции
Движение денег обслуживает кредитная система. Кредитная система — это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Все входящие в нее учреждения можно разделить на три группы: центральный банк, коммерческие банки и с ...

Предпосылки формирования финансового плана
Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов ...

История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ
Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Ро ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru