Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.
За 2009 г. налоговые органы России по результатам проверки 47,4 млн деклараций и расчетов, предоставленных организациями и физическими лицами, дополнительно начислили налоговых платежей, пеней и штрафов 238,1 млрд руб.,
что несколько больше чем в 2008 г.; удельный вес пеней снизился в этой сумме на 8% и составил 38,1%.
С истребованием дополнительных документов проведено 4,6 млн камеральных проверок, по их результатам доначислено 101,7 млрд руб. Результативность проверок составила 5,9% сумма доначисленных платежей в расчете на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, составила 53,1 тыс. руб.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка
– это проверка, производимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка осуществляется в рамках текущей работы соответствующего подразделения налогового органа без специального на то разрешения о проведении КНП.
В рамках КНП осуществляется:
· контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
· выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
· подготовка аналитической информации для отбора объектов проведения выездной налоговой проверки;
· привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Объектом
КНП являются налоговые декларации
, предоставленные налогоплательщиком в налоговую инспекцию. Налоговая декларация
представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять в электронном виде все налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2010 г. превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в налоговый орган в электронном виде.
Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством Финансов РФ. Налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговая декларация, составленная на бумажном носителе, должна заполняться на компьютере, пишущей машинке или чернилами. Не допускаются карандашные записи и неоговоренные исправления. Декларация подписывается налогоплательщиком или его представителем, имеющим соответствующие полномочия, и скрепляется в соответствующих случаях печатью налогоплательщика.
Кроме налоговых деклараций в ходе камеральных налоговых проверок используются формы бухгалтерской отчетности, которые предоставляются в налоговую инспекцию в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и со ст. 23 НК РФ, а также иные документы, предоставленные налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом. Однако все эти документы являются не объектами камеральных проверок, а источниками информации для проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях. Кроме этого налоговая инспекция имеет право использовать любую информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Основными источниками такой информации являются:
Другое по теме:
Налог на добавленную стоимость
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ...
Основные проблемы и недостатки налоговой системы
Республики Казахстан
Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике. Разработчики эк ...
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы. Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций неза ...