Счет-фактура, как основной документ учета и контроля налога на добавленную стоимость

Финансовая информация » Методология учета налога на добавленную стоимость » Счет-фактура, как основной документ учета и контроля налога на добавленную стоимость

Страница 1

В соответствий с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет – фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету (налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и порядок определения, общие условия, необходимые для применения налогового вычета (приложение 1 и 2) или возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени). Требования к этому документу установлены Налогового кодекса Российской Федерации, и их несоблюдение повлечет отказ в вычете или возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагенту (п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации).

Счета – фактуры выставляются покупателю по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе по операциям по реализации, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, в течение 5 календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, счет – фактура выставляется в следующих случаях:

- при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость в этом случае выделяется в счете – фактуре отдельной строкой;

- при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых в соответствий со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения);

- при реализации товаров (работ, услуг) лицом, освобожденным от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во втором и третьем случаях счета – фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 и п. 3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Если указанные лица выставят счет – фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то будут обязаны перечислить эту сумму в бюджет, при этом они не будут иметь права на вычет (п. 5 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации). Лицу, получившему такой счет – фактуру, налоговые органы также, скорее всего, откажут в праве на вычет. Однако по этому вопросу есть положительная судебная практика (например, постановление ФАС Восточно – Сибирского округа от 21.10.2004 по делу № А-19-5781/04-15-Ф-4320/04-С1) – суды, таким образом, иногда признают за налогоплательщиком право на вычет.

Следует учесть, что счета – фактуры выписываются также и при отсутствии реализации (пп. 1 п. 3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации) в случаях получения средств в виде:

- финансовой помощи;

- по пополнение фондов специального назначения;

- процентов по векселям;

- процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России;

- страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя – кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации;

- в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Кроме того счета – фактуры выписываются в следующих случаях:

- при выполнении строительно – монтажных работ для собственного потребления;

- при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд);

- при выполнении обязанностей налогового агента.

Не выписывают счета – фактуры:

- организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками (уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или на упрощенную систему налогообложения по всем видам деятельности). Если указанные лица выставят покупателю счет – фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то будут обязаны перечислить эту сумму в бюджет, при этом они не будут иметь права на вычет (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации). Вместе с тем у лица, получившего такой счет – фактуру, также возникнут проблемы с принятием к вычету указанной в нем суммы налога на добавленную стоимость;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
По данным Европейской Бизнес Ассоциации, в IV квартале 2009 г. индекс инвестиционной привлекательности Украины оставался неблагоприятным и составил 2,57 балла по пятибалльной шкале. В III квартале оценка была на уровне 2,56. Правда, согласно данным этого опроса, доля умеренно позитивных оценок инве ...

Ценообразование и его место в финансовом управлении
С внедрением в экономику рыночных отношений кардинально меняется значение цены в экономических процессах. В рыночном хозяйстве цена играет исключительную роль. Цена, устанавливаемая собственником товара, проходит проверку на рынке, где под влиянием рыночных факторов устанавливается ее конечный уров ...

Понятие финансовые ресурсы
анк Понятия «финансовые ресурсы», достаточно широко трактуются в экономической литературе и не имеют единого и четкого определения. И зачастую, не владение единым четким категориальным аппаратом, приводит к искажению понимания терминологии. Рассмотрим, каким образом, понятие финансовых ресурсов тра ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru