Счет-фактура, как основной документ учета и контроля налога на добавленную стоимость

Финансовая информация » Методология учета налога на добавленную стоимость » Счет-фактура, как основной документ учета и контроля налога на добавленную стоимость

Страница 2

- организации и индивидуальные предприниматели розничной торговли и общественного питания при реализации товаров за наличный расчет, а также другие организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению, при выдаче покупателю кассового чека или иного документа установленной формы – согласно п. 7 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации;

- организации – налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

- банки (по операциям, не подлежащим обложению налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налоговым кодексом Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 НК РФ;

- страховые организации (по операциям, не подлежащим обложению налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

- негосударственные пенсионные фонды (по операциям, не подлежащим обложению НДС в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

- по суммам полученных доходов, связанных с оплатой товаров, работ, услуг, но не являющихся частью такой оплаты. В данном случае имеются в виду внереализационные доходы (например, дополнительные выплаты компенсационного характера по договорам аренды и т. п. – письма ФНС России от 11.08.2006 № 03-4-03/1555@ и от 11.10.2006 № ШТ-6-03/996@).

По общему правилу, прописанному в п. 3 ст. 168 НК РФ, счет – фактура выставляется не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

При этом следует учитывать особенности условий заключения договоров поставки, учета и расчетов при отгрузке товаров (оказания услуг) в отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя, такими как непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, нефти, газа; оказание услуг электросвязи, банковских услуг; ежедневная многократная реализация в адрес одного покупателя хлеба и хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания и так далее. В этих случаях допускается составление счетов – фактур в соответствии с условиями договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров (услуг), актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов – фактур покупателям одновременно с платежно – расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

При этом необходимо иметь в виду, что составление счетов – фактур и их регистрация в книге продаж должны производиться в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация этих товаров (оказание услуг) в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения (письмо МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404 "О применении счетов – фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость").

В книге покупок счет – фактура может быть отражен только по дате его фактического получения покупателем (письмо ФНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@, письмо Минфина России от 23.06.2004 №03-03-11/107). Таким образом, если счет – фактура за апрель выставлен 5 мая, то он может быть отражен, лишь в книге покупок за май. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда счет – фактура, датированный 30 апреля, фактически получен, например, 23 мая.

При этом подтверждением даты получения счета – фактуры может являться, например, запись в журнале регистрации входящей корреспонденции (письмо Минфина России от 16.06.2005 № 03-04-11/133) или конверт с проставленным на нем почтовым штемпелем (письмо Минфина России от 10.11.2004 № 03-04-11/200).

Для получения вычета или возмещения сумм НДС, уплаченных поставщику, счет – фактура должен быть составлен в строгой соответствии с требованиями закона, так как зачастую налоговые органы отказывают налогоплательщикам в этом праве исключительно по формальным обстоятельствам.

В этой связи хочется отметить постановления Конституционного суда РФ от 14.07.2003 № 12-П и от 28.10.99 № 14-П, где указано, что в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обязательства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 (часть 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей, включая налоговые органы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки
Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о ...

Элементы финансовой политики
Важнейшими элементами государственной финансовой политики выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика. По большому счёту бюджетная политика в основном выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в исто ...

Источники информации для отбора налогоплательщиков
Налоговые органы на практике используют ряд критериев для отбора организаций для включения в план выездных налоговых проверок, предназначенных для служебного пользования. Например, при планировании выездных налоговых проверок приоритет отдается организациям, в которых часто меняется руководство (см ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru