Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость

Финансовая информация » Методология учета налога на добавленную стоимость » Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость

Страница 1

Различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость в настоящее время очень велики и увидеть каждый процесс в отдельности достаточно очень сложно.

В первую очередь следует отметить, что в налоговом учете отсутствует метод оценки товаров по продажным ценам. Поэтому организации, применяющие данный способ, должны вести двойной учет товаров: бухгалтерский - по продажным ценам и налоговый - по покупной стоимости.

Во-вторых, даже если в бухгалтерском учете применяется способа оценки товаров по покупным ценам, для целей налогообложения их стоимость определяется несколько иначе.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров доходы уменьшаются на их покупную стоимость. Согласно статье 320 Налогового кодекса Российской Федерации к прямым расходам при продаже товаров относятся (помимо цены, уплаченной поставщику) только суммы расходов на их доставку (транспортные расходы), если эти расходы не включены в цену приобретения данных товаров. Соответственно все остальные расходы, связанные с их приобретением, являются косвенными. Причем, обратите внимание, что транспортные расходы, только относятся к прямым, но при этом не включаются в стоимость товаров. Более подробно порядок их учета рассмотрен в разделе, посвященном расходам на продажу.

Исходя из сказанного, под стоимостью приобретения товаров для целей налогового учета следует понимать только их контрактную (договорную) цену, расходы по доставке (транспортные) выделять отдельно в составе прямых затрат, а все прочие расходы необходимо учитывать в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, при перепродаже товаров предприятия должны вести двойной учет формирования их стоимости. Бухгалтерский - по продажным либо покупным ценам, включающим в себя все затраты, связанные с приобретением этих товаров, и налоговый - по покупным ценам, представляющим из себя только сумму расходов, уплаченную поставщику, без учета налога на добавленную стоимость.

Так же как и для прочих материально-производственных запасов, методы списания товаров в бухгалтерском учете и для целей налогообложения совпадают.

Следует иметь в виду, что общий порядок оценки и оприходования товаров совпадает со всеми другими материально производственными запасами. Существенных отличий в бухгалтерском учете два:

- для учета товаров принята собственная первичная документация;

- возможен вариант учета товаров по продажным ценам с добавлением торговой наценки;

Единые унифицированные документы для торговых операций утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".

Для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется "Акт о приемке товаров" (форма № ТОРГ-1), который составляется приемной комиссией предприятия-получателя, назначенной приказом или распоряжением руководителя этого предприятия. При этом приемка товара проводится по фактическому наличию. При обнаружении недостачи товара (или других отклонений от условий договора-поставки), покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

При установлении расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляется "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (форма № ТОРГ-2) для отечественных товаров и "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров" (форма № ТОРГ-3) для импортированных товаров.

Если в результате хранения на складе предприятия по тем или иным причинам товар портится, теряет качество и свои полезные свойства, и не подлежит дальнейшей реализации, составляется "Акт о списании товаров" (форма № ТОРГ-16).

Основным документом, позволяющим контролировать движение товарно-материальных ценностей и остатков товаров на предприятиях, а также одновременно следить за наличием и правильностью оформления первичных оправдательных документов, является товарный отчет (форма № ТОРГ-29 "Товарный отчет").

При реализации товаров оптом выписывается "Товарная накладная" (форма № ТОРГ-12), которая составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания (и отражения в товарном отчете). Второй экземпляр передается сторонней организации-покупателю и является для нее основанием для оприходования товаров.

В том случае, когда отгружаемая партия товара упаковывается в контейнеры, ящики и тому подобное и передается для дальнейшей транспортировки представителю покупателя или организации-перевозчику, к товарной накладной прилагается "Спецификация" (форма № ТОРГ-10).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона
Одним из элементов статуса субъектов РФ является финансовая самостоятельность. Причем именно собственная финансовая база, достаточная для реализации всех предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами полномочий, а не декларативное закрепление этих прав и полномочий, и является реальным га ...

Налог на недвижимость
Проектом специальной части Налогового кодекса предусмотрена поэтапная замена действующих ныне имущественных налогов на налог на недвижимость, который должен вводиться на региональном уровне. Конкретный порядок налогообложения недвижимости на территории субъектов РФ будет устанавливаться законами, п ...

Элементы налогового планирования
Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru