Финансовая политика России на разных этапах развития экономики

Финансовая информация » Финансовая политика России в условиях рыночной экономики » Финансовая политика России на разных этапах развития экономики

Страница 3

Н.Х. Бунге (с 1881 г.) и И.А. Вышнеградский (1882-1892) стимулировали ввоз иностранного капитала, готовили денежную реформу, накапливая золотой запас (около 125 млн. руб.) и реорганизуя внешний долг.

Увеличены косвенные налоги и прямые налоги зажиточной части населения. Были повышены таможенные пошлины и отменена к 1887 г. подушная подать. В 1895-1897 гг. С.Ю. Витте провел денежную реформу, преодолел бюджетный дефицит. Это заложило фундамент для укрепления государства, создания его инфраструктуры (железнодорожный транспорт, развитие энергетики и т.д.).

Финансовая политика в1910-х гг. и в 1924-1929 гг. базировалась на твердом рубле, обеспеченном золотом. Общим результатом политики этих 2 периодов стал значительный рост экономики. В 1900-1913 гг. выделяются 2 периода: 1900-1908гг. и 1909-1913гг. В 1900-1908гг. происходил небольшой спад промышленности, но в целом сохранялась тенденция поступательного развития. Среднегодовые темпы роста в 1900-1908гг. составили 4,5-4,7%, а в 1909-1913гг рост промышленности ускорился и составил 7,4%.[1] В период I мировой войны резко возросли расходы бюджета на военные цели, в связи с чем возник бюджетный дефицит, снизилась обеспеченность кредитных билетов золотом, государство расширило выпуск государственных краткосрочных обязательств. Общая сумма бюджетных расходов по сравнению с предвоенным уровнем увеличилась в 30 раз. Цены на продукцию промышленности повысились в 2-2,8 раза, на хлеб – в 2-2,3 раза, что повлекло за собой увеличение лимита не обеспеченных золотом кредитных билетов с 300 млн. до 1,2 млрд. рублей.[2]

Период революции и Гражданской войны характеризовался полным разрушением товарно-денежных отношений. Финансовая политика носила конфискационный характер, денежная система была полностью разрушена, инфляция достигла огромных значений, основным доходом бюджета была эмиссия (в 1922-1925 гг. достигла 928,3 млн. руб).[3]

Основой финансовой политики в 1921-1928 гг. была отмена продразверстки и переход к продналогу, широкое развитие производства и торговли. В 1924 г. была проведена денежная реформа. Взамен падающей валюты вводились червонцы, приравненные к золоту и иностранной валюте. Реформа вывела страну из состояния валютного хаоса.

Финансовая политика 1929-1989 гг. характеризуется следующими особенностями:

1. Финансовые отношения и присущие им финансовые инструменты и организационные структуры управления финансами жестко интегрированы в систему экономических отношений, их автономность существовала в ограниченных пределах. Финансы не только обслуживали глобальные и локальные цели экономической политики, но и жестко увязывались системой плановых показателей предприятий, объединений, министерств, республик, областей.

2. Государственный бюджет играл роль главного инструмента управления финансами. Бюджет был тесно связан с финансовыми планами отраслей и предприятий, и это было информационной, аналитической и правовой основой контроля за использованием не только бюджетных средств, но и всех финансовых ресурсов.

3. Ведущая роль министерства финансов в организации финансовых потоков. Одной из основ финансовой политики являются стабильные цены, поэтому сразу после Второй мировой войны, которая была связана с чрезмерным ростом расходов государств, снижением покупательной способности рубля, в 1947 г. была проведена денежная реформа. Она позволила ликвидировать перекосы в ценах, обеспечить рентабельность производства и повысить покупательную способность населения. Одновременно с денежной реформой были отменены карточки и восстановлено товарно-денежное обращение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР ...

Анализ исполнения бюджета по доходам
Бюджет муниципального образования форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципального образования. Правовая форма бюджета муниципального образования определяется Уставом. В составе бюдже ...

Сущность налогового контроля, цели и задачи его осуществления
Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru