Финансовая политика России на разных этапах развития экономики

Финансовая информация » Финансовая политика России в условиях рыночной экономики » Финансовая политика России на разных этапах развития экономики

Страница 4

Длительное время удавалось избежать дефицита бюджета, даже иметь профицит в больших размерах, чем в бюджетных проектировках. Постепенно напряжение в бюджетной системе нарастало. Хотя внешне бюджет был бездефицитен, но огромные расходы на дотации сельскому хозяйству и поддержание уровня государственных розничных цен, расходы на обеспечение паритета вооружений с развитыми странами давали о себе знать, и финансовая система все чаще прибегала к скрытому заимствованию средств у Государственного банка. Если в 1985 г. внешний долг составил 26 млрд. долларов, то в 1988 г. 52,4 млрд. долларов, в 1990 г. – 68,8 и в 1991 г. – 80 млрд. При этом 75-80% займов уходило на их обслуживание, что не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка.[4]

Отказ во второй половине 80-х годов от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР.

В 1991-1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.

В 1990-х годах финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:

– начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ, направленная на создание многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;

– обострение политической борьбы за выбор пути трансформации российского общества;

– распад СССР и неподготовленность отделения финансовой системы России от финансовой системы СССР;

– обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991 г. из-за недостаточной эффективности эволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.

В 1992-1993 гг. происходит реализация программы экономических реформ: свободное ценообразование, либерализация торговли. В 1992 г. отпущены цены на большинство товаров, упразднена централизованная система распределения ресурсов, введены меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов и переводу предприятий на полное самообеспечение. Началась приватизация государственной собственности. Либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит, но продолжался спад производства (на 35%), резко снизился уровень жизни населения. Свободные цены выросли в 26,1 раза вместо ожидаемых 3-4. [5] В 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. В 1995-1996 гг. правительство В.С. Черномырдина пыталось стабилизировать уровень жизни населения, оказывая целевую поддержку части наименее защищенных слоев населения.

В 1996-1997 гг. произошли реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, был отменен ряд налоговых и таможенных льгот.

В августе 1998 г. наступил экономический кризис, основными причинами которого были:

1) Снижение объемов производства. Сокращение доходной базы бюджета с соответствующим увеличением налогового давления привели к невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита.

2) Частые смены глав правительств и министров финансов, не способствовавшие выработке реальной и предсказуемой финансовой политики.

3) Ошибки в прогнозировании курса рубля, искусственное сдерживание его курса, что привело к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления развития
В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления фин ...

Мировая валютная система
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно- ...

Фонды обязательного медицинского страхования
ТФОМС выполняет следующие функции в организации ОМС: 1. собирают страховые взносы на ОМС; 2. осуществляют финансирование территориальных программ ОМС; 3. заключают договоры со страховыми медицинскими организациями (СМО) на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцир ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru