Элементы финансовой политики

Финансовая информация » Финансовая политика России в условиях рыночной экономики » Элементы финансовой политики

Страница 2

· введение единого реестра налогоплательщиков;

· ужесточение налогового администрирования;

· реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, т.к. именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Дискреционная фискальная политика

Влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. Увеличение государственных расходов на закупку товаров и услуг означает возрастание величины совокупных расходов на рынке, что стимулирует совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой сокращение валового национального продукта.

В свою очередь введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (которые уменьшаются).

Следовательно, можно прогнозировать дискреционную фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла. В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из:

1) увеличения государственных расходов;

2) снижения налогов;

3) сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликативный эффект увеличения государственных расходов больше, мультипликативный эффект снижения налогов).

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

1) уменьшения государственных расходов;

2) увеличения налогов;

3) сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликативный эффект снижения государственных расходов больше, чем мультипликативный эффект роста налогов).

Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм фискальной политики намного сложнее, т.к. в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы.

У проводимой государством фискальной политики есть вторая составляющая – не дискредитационная политика[8], подразумевающая ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стане без непосредственного вмешательства каких-либо управленческих органов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (благодаря прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательской способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма доходов, изымаемых с помощью налогов, уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Другими словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Характеристика традиционных и новых методов долгосрочного финансирования деятельности организации
При долгосрочном финансировании деятельности организации традиционными методами основой являются результаты основной деятельности и дополнительные субсидии от учредителей или органов государственного и местного управления. Все эти средства формируют пассивы баланса предприятия, то есть источники фи ...

Разработка рекомендаций по укреплению ликвидности и платёжеспособности
Целевым, результирующим показателем в рамках разработки мер по укреплению платёжеспособности принимаем коэффициент текущей ликвидности. Исходя из алгоритма расчёта данного показателя очевидно, что для улучшения его значения целесообразно наращивание оборотного капитала и сокращение краткосрочных об ...

Финансовая система российской федерации
Финансовая система РФ имеет свои особенности при рассмотрении деления ее на подсистемы и звенья (рис.2.1). Рис.2.1 Финансовая система Российской Федерации [30, с.16]. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему можно разделить на сферы централизованных ( ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru