Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

Финансовая информация » Финансовая система и финансовая политика государства » Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

Страница 2

Государство призвано стабилизирующее воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие условия для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть определены за счет собственных источников, например за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом. [17; 274].

Налоги – это обязательный взнос населения и предприятий в бюджет соответствующего уровня в порядке и на условиях, определенного законодательством.

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения. [19]

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными- ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. В тех случаях, когда речь идет о прямых налогах, сумма налога вносится непосредственно налогоплательщиком в казну. При косвенном налогообложении сумма налога «сидит» в цене реализуемого товара или услуги. Например, купив пачку сигарет, вы тем самым уплатили косвенный налог, поскольку величина акциза заложена в цену товара. Акцизы- налоги, взимаемые путем включения их в цены некоторых товаров широкого потребления, прежде всего алкоголя, бензина, табака. [6; 390] Налог с продаж (НДС)- тоже косвенный налог, но сфера его действия шире, чем акциза. Классификация основных видов прямых и косвенных налогов приведена в таблице 2.

Основные виды прямых и косвенных налогов. [ 5; 542-543]

Прямые

Косвенные

Подоходные налоги:

· Общий подоходный налог с населения

· Налог на отдельные виды доходов, в том числе:

налог на заработную плату

налог на предпринимательскую прибыль и налог на прибыль корпораций

налог на процентные доходы

налог на земельную ренту

· Налог на имущество, в том числе:

налог на недвижимое имущество

налог с наследования или дарения

·Земельный налог.

· Таможенные пошлины

· Акцизы

· Налог на добавленную стоимость

· Налог с продаж

Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Такой прерогативой обладает государство, которую он осуществляет в форме обязательных сборов с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях.

Функции налогов -это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Среди функций налогов необходимо выделить, прежде всего фискальную, регулирующую и контролирующую функции. [4; 643-644 ]

Фискальная функцияналога отражается в стремлении соответствующих властных органов пополнить доходную часть государственного бюджета, поскольку именно налоги являются основной составляющей бюджетных доходов. [ 5; 547 ] Она направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части сферы нематериального производства, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня своего развития.

Как можно заметить, из фискальной функции налогов объективно вытекает их распределительная

(перераспределительная) функция.

Посредством этой функции происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.[4; 644-645]

Регулирующая функция.

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, а следовательно, и на уровень потребления. С помощью данной функции государство может регулировать не только экономические, но и социальные и экологические аспекты жизни общества. [ 9; 54-55 ]

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Учет расходов
Перечень расходов, которые «упрощенцы» могут учитывать при расчете единого налога является закрытым. Но тем не менее, у налогоплательщиков по-прежнему возникают вопросы. На некоторые из них ответил Минфин России в своем очередном письме. Минфин России раскрыл порядок учета отдельных видов расходов ...

Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации
Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ относительно невелика – от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доход ...

Сущность бюджетной системы Республики Беларусь
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения [13, c. 23]. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Б ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru