Понятие и сущность государственного налогового контроля

Финансовая информация » Налоговый контроль » Понятие и сущность государственного налогового контроля

Страница 2

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК РФ относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.

Также есть ряд организационных принципов налогообложения. Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК РФ.

Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности. Отражение данного принципа можно найти в ст. 5 НК РФ.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной. Кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК РФ о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного управления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности. Данный принцип отражен не только в ряде статей Налогового кодекса, но и в самом делении налогов на федеральные, региональные и местные.

В подобных условиях слабый финансовый контроль будет способствовать получению громадного, практически не регистрируемого и не облагаемого налогами доходов. Чтобы достигнуть преступные цели, преступники употребляют разнообразные средства: подкуп, шантаж, угрозы, выявление слабостей и недочетов в работе сотрудников налоговых инспекций и даже членов их семей. Самой существенной частью экономического равновесия государства должна стать налоговая политика. В комплекс профилактических мер надлежит внести противодействие коррупции в самом государственном аппарате и органах государственного налогового контроля.

Самым эффективным путем, который приведет к качественному налоговому контролю, необходимо считать решение вопросов о: материальном стимулировании, росте квалификации кадров и укреплении материально-технической базы деятельности налоговых инспекций. Главным стратегическим направлением совершенствования работы налоговых органов в сфере налогового контроля выступает необходимость внедрения в практику новых форм и методов налогового контроля [приложение 2].

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Формирование финансовых ресурсов на предприятии
Оценку формирования и использования финансовых ресурсов проведем на основе данных ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». Далее приведем краткую характеристику выбранной организации. ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» (ОАО «ЧАЗ») является производственным предприятием, выпускающим продукцию, как пром ...

Особенности финансовой деятельности бюджетных учреждений
Одним из критериев, определяющих принадлежность организации к бюджетным учреждениям, является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Наряду с финансированием из федерального бюджета, источником доходов бюджетного учреждения могут быть доходы от предпринимательской дея ...

Экономическое значение финансовых ресурсов, их виды и признаки
Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и нак ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru