Структура и основные принципы налогового контроля

Финансовая информация » Налоговый контроль » Структура и основные принципы налогового контроля

Страница 3

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта:

- целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов "положения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них наличных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по разным категориям плательщиков, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам;

- целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или его налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна особенно в кризисные периоды.

Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопустимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно, исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований.

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть введен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК РФ [5, с 118], в соответствии с которой применительно к федеральным налогам Российской Федерации законно установленными могут считаться только те налоги, которые определены НК РФ, к региональным — только те, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, к местным — только те, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Также в соответствии со ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип реализован в ст. 5 НК РФ, где предусматривается, что законодательные акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют [26, с 35-39].

Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложение должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимай налогов. Данный принцип воплощен в ст. 4 и 6 НК РФ. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике
Государственный и муниципальный финансовый контроль — контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и ...

Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Предлагаемые в проекте мероприятия сопряжены с затратами, необходимыми для реализации проекта. Поэтому в данной работе проводится оценка эффективности предлагаемых мероприятий. Для оценки экономической эффективности данного проекта необходимо выполнить расчет показателей эффективности по временным ...

Анализ финансовой устойчивости
Данный анализ основывается на анализе соотношения собственного и заемного капитала предприятия. Существует 3 способа анализа финансовой устойчивости. 1. Использование простых соотношений. Его суть состоит в том, что если собственный капитал больше половины размера валюты баланса, то предприятие явл ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru