Функции налогов

Финансовая информация » Налоги и налоговая политика государства » Функции налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функ­ции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначе­ние конкретного налога как инструмента стоимостного распреде­ления и перераспределения доходов в обществе.

Выделяют три важнейшие функции налогов:

1) фискальную (финансирование государственных расходов);

2) регулирующую, или распределительную (государственное ре­гулирование экономики);

3) социальную (поддержание социального равновесия в обще­стве путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявле­нии представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит в значительной мере услов­ный характер, поскольку они осуществляются одновременно. От­дельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функ­ций.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежно­го фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защи­ты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникацион­ной структуры.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регу­лирующая, или распределительная, функция, выражающая экономи­ческую сущность налога как особого централизованного фискаль­ного инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государ­ство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных ме­жотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государствен­ной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспре­делять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.

Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее от­дельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономичес­кой политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективно­стью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

Другое по теме:

Динамика показателей управления доходами и расходами внебюджетных фондов в РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации. За основу для подготовки прогноза бюджета ПФР на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов приняты сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 20 ...

Анализ прибыли и показателей рентабельности
Более полный анализ для рассмотрения данной темы может предоставить анализ прибыли. Анализ прибыли проводится с целью выявления и оценки достигнутых финансовых результатов, определения факторов, их обусловивших, тенденции развития, резервов дальнейшего увеличения массы прибыли и уровня рентабельнос ...

Источники формирования финансовых ресурсов
Источниками формирования финансовых ресурсов сети «Эксперт» в организационно-экономическом отношении являются: собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; поступление средств в порядке перераспределения (рис.2). Рис. 2 Формирование финансовых ресурсов Собс ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru