Функции налогов

Финансовая информация » Налоги и налоговая политика государства » Функции налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функ­ции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначе­ние конкретного налога как инструмента стоимостного распреде­ления и перераспределения доходов в обществе.

Выделяют три важнейшие функции налогов:

1) фискальную (финансирование государственных расходов);

2) регулирующую, или распределительную (государственное ре­гулирование экономики);

3) социальную (поддержание социального равновесия в обще­стве путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявле­нии представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит в значительной мере услов­ный характер, поскольку они осуществляются одновременно. От­дельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функ­ций.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежно­го фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защи­ты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникацион­ной структуры.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регу­лирующая, или распределительная, функция, выражающая экономи­ческую сущность налога как особого централизованного фискаль­ного инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государ­ство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных ме­жотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государствен­ной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспре­делять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.

Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее от­дельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономичес­кой политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективно­стью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

Другое по теме:

Порядок расчета и уплаты единого налога на вмененный доход
В соответствии со статьей 346.29 НК РФ объектом обложения ЕНВД для индивидуального предпринимателя по конкретному виду деятельности является так называемый вмененный доход по данному виду деятельности, установленный законодательно. Для целей данной главы под вмененным доходом понимается потенциальн ...

Экономико-организационная характеристика предприятия, анализ его деятельности
Государственное предприятие является основным звеном единого народно – хозяйственного комплекса. Производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в соответствии с планом и договорами на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования, самоуправления, сочетания централ ...

Анализ процесса формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии
Акционерное общество открытого типа «Хабаровский грузовой автокомбинат» расположен по адресу: 680003 г. Хабаровск, ул. Флегонтова 24. В 1961 году из небольших автоколонн было создано Хабаровское грузовое автохозяйство № 6. Ее месторасположение – территория Гормолзавода в Индустриальном районе. Авто ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru