Система показателей рентабельности, научная полемика

Финансовая информация » Анализ рентабельности предприятия, система показателей и пути ее повышения » Система показателей рентабельности, научная полемика

Страница 1

Как уже было сказано, всех участников предприятия интересует его способность генерировать прибыль, которая оценивается показателями рентабельности. Дело в том, что по абсолютной сумме прибыли и ее приросту нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на их размер оказывает влияние как интенсивный, так и экстенсивный характер использования производственных ресурсов. Поэтому для характеристики эффективной работы наряду с абсолютной суммой прибыли (или с абсолютной суммой ее прироста) используют и относительный показатель - рентабельность.

Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия, данные показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

В общем виде показатели экономической эффективности можно определить как отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использованных для его получения ресурсов (затрат). В связи с этим при расчете рентабельности как одной из основных характеристик эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в числители формулы используются следующие показатели прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. В знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг), выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и др.

Выделяя группы показателей рентабельности, современные авторы придерживаются разных точек зрения.

Большинство авторов выделяют лишь две группы: рентабельность активов и рентабельность капитала. Например, этой точки зрения придерживается Шеремет А.Д., Ионова А.Ф., Тубольцев М.Н. и др[5].

Ковалев В.В. и Тихомиров Е.Ф. считают целесообразным выделение следующих двух групп: показатели, характеризующие преимущественно эффективность продукции предприятия, другая – использование им капитала. Данная точка зрения не сильно отличается от вышеупомянутой, так как в состав выделенных групп включены одни и те же показатели[6].

Некоторые авторы, например, Н.А. Бланк, выделяют в отдельную группу показатели финансовой рентабельности[7].

Коровина И.А. выделяет следующие показатели рентабельности: общая рентабельность, рентабельность активов (капитала), текущих активов, инвестиций, собственного капитала, реализации, производства продукции и др.

В западной практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность инвестиций.

Володиным А.А. выделяются иные группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели[8].

Автор данного курсового проекта придерживается последней точки зрения, т.е. выделяет пять групп показателей рентабельности. Данное предпочтение было сделано на основе анализа литературы и убеждения в том, что стремясь обобщить показатели в более крупные группы, авторами были утеряны некоторые из показателей рентабельности.

Далее нами будут подробно рассмотрены все группы показателей рентабельности.

1) Рентабельность продукции показывает эффективность затрат, осуществленных на производство и реализацию продукции.

Данный показатель можно рассчитать двумя способами.

По-первому способу рентабельность единицы продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости:

;

Где - рентабельность продукции; П – прибыль; С – себестоимость.

По-второму способу рентабельность продукции рассчитывается с учетом доходности на вложенный капитал.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Возникновение и развитие налогообложения
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государ ...

Налоговая база
Согласно положениям статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые он получил или право на распоряжение которыми у него возникло, в любой форме: - денежной; - натуральной; - в виде материальной выгоды. Их дохода налогоплательщика организаци ...

Понятие налогового планирования
В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru