Сущность налогового контроля, цели и задачи его осуществления

Финансовая информация » Результативность и эффективность налогового контроля » Сущность налогового контроля, цели и задачи его осуществления

Страница 2

Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.

Значение данной формы контроля в том, что он позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

Заключительная форма налогового контроля – это последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода.

Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.[3]

Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц.

К формам налогового контроля можно отнести:

учет плательщиков налогов, сборов, пошлин;

опрос плательщиков и других лиц;

осмотр движимого и недвижимого имущества;

создание налоговых постов;

проведение контрольных закупок;

контрольный запуск сырья в производство;

проверка данных учета и отчетности и т.д.

Исходя из вышесказанного, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля;

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими органами.

В отличии от других органов для Министерства по налогам и сборам (далее МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля.

Министерство по налогам и сборам – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления; реализующий государственную политику в сфере игорного бизнеса, в том числе осуществляющим лицензирование деятельности в данной сфере, а также координирующим деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере игорного бизнеса.

МНС является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Содержание центрального аппарата МНС и инспекций осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на их финансирование.

Деятельность налоговых органов регламентируется:

Конституцией Республики Беларусь;

Налоговым кодексом Республики Беларусь;

Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;

Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;

Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам от 28.12.2001 № 136.

Реализация функции налогового контроля проходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов.

К ним относятся:

контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;

контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращённого в доход государства;

выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Расчеты по аккредитивам
Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента (предприятия, организации) в пользу контрагента последнего по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия произвести так ...

Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сб ...

Налог на добавленную стоимость
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru