Пути повышения эффективности налогового контроля в Республике Беларусь

Финансовая информация » Результативность и эффективность налогового контроля » Пути повышения эффективности налогового контроля в Республике Беларусь

Страница 1

С 1 октября 2012 года вступили в силу основные положения указа №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" от 26 июля 2012 года, в связи с чем в сфере осуществления проверок произошли определенные изменения.

В частности, конкретизированы действия проверяющих в отсутствие проверяемого субъекта; установлены последствия признания проверки незаконной; закреплена такая форма контроля (надзора), как мониторинг; определены новые основания назначения внеплановых проверок и др.

Кроме того, с 2013 года вступил в силу указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" от 23 октября 2012 года, которым предусматривается создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

С 1 октября 2012 года введена новая форма контроля - мониторинг.

Положение о порядке проведения мониторинга утверждено указом №332 о некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, вступившим в силу с 1 октября 2012 года.

В положении установлены задачи и полномочия контролирующих органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что в случае добровольного устранения субъектом выявленных в результате мониторинга нарушений санкции к нему не применяются.

Мониторинг может осуществляться в отношении всех субъектов – и поднадзорных и подконтрольных. Это означает, что мониторинг является новой формой контроля, коренным образом отличающейся от проверочных мероприятий, потому что он направлен прежде всего на предупреждение, профилактику правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности путем установления сотрудничества, открытого диалога с бизнес-сообществом.

Таким образом, мониторинг - это не проверка. Главное отличие этой формы контроля заключается в том, что при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок.

Мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется для оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Кстати, с момента вступления в силу положения о мониторинге налоговыми органами проведено более почти 850 мониторингов, в результате которых в адрес с субъектов направлено более 400 рекомендаций об устранении выявленны нарушений. К примеру, мониторинг в сфере парикмахерских услуг привел к повышению выручки на одного работающего с Br2,2 млн. до Br5 млн.

Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности.

Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.

В Республике Беларусь на этапе развития отношений в сфере налогообложения, постоянного совершенствования налогового регулирования необходимо развивать организационно–правовые механизмы, которые позволяют государству реализовывать свои интересы при осуществлении налоговых изъятий. Среди таких механизмов наиболее важным и значимым является налоговый контроль.

Необходимость налогового контроля объясняется наличием частого уклонения плательщиков от налогообложения. В итоге государство недополучает значительные суммы налоговых платежей. Без эффективной

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Особенности рисков их страхование в нефтегазодобывающей промышленности
Управление проектными рисками для большинства нефтяных компаний РФ в настоящее время не получило должного применения. Тогда как эффективное управление проектными рисками на всех этапах жизненного цикла разработки нефтегазового месторождения на основе анализа рисков и последующего применения механиз ...

Практика налогового контроля
По своей структуре отделы камеральных налоговых проверок представляют собой одну из структурных единиц МРИ ФНС России №17 по Красноярскому краю, на которые возложены определенные задачи и функции. Для исполнения функций и задач, описанных в пункте выше, отделы грамотно взаимодействуют с правоохрани ...

Виды налоговых проверок
Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru