Пути повышения эффективности налогового контроля в Республике Беларусь

Финансовая информация » Результативность и эффективность налогового контроля » Пути повышения эффективности налогового контроля в Республике Беларусь

Страница 1

С 1 октября 2012 года вступили в силу основные положения указа №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" от 26 июля 2012 года, в связи с чем в сфере осуществления проверок произошли определенные изменения.

В частности, конкретизированы действия проверяющих в отсутствие проверяемого субъекта; установлены последствия признания проверки незаконной; закреплена такая форма контроля (надзора), как мониторинг; определены новые основания назначения внеплановых проверок и др.

Кроме того, с 2013 года вступил в силу указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" от 23 октября 2012 года, которым предусматривается создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

С 1 октября 2012 года введена новая форма контроля - мониторинг.

Положение о порядке проведения мониторинга утверждено указом №332 о некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, вступившим в силу с 1 октября 2012 года.

В положении установлены задачи и полномочия контролирующих органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что в случае добровольного устранения субъектом выявленных в результате мониторинга нарушений санкции к нему не применяются.

Мониторинг может осуществляться в отношении всех субъектов – и поднадзорных и подконтрольных. Это означает, что мониторинг является новой формой контроля, коренным образом отличающейся от проверочных мероприятий, потому что он направлен прежде всего на предупреждение, профилактику правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности путем установления сотрудничества, открытого диалога с бизнес-сообществом.

Таким образом, мониторинг - это не проверка. Главное отличие этой формы контроля заключается в том, что при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок.

Мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется для оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Кстати, с момента вступления в силу положения о мониторинге налоговыми органами проведено более почти 850 мониторингов, в результате которых в адрес с субъектов направлено более 400 рекомендаций об устранении выявленны нарушений. К примеру, мониторинг в сфере парикмахерских услуг привел к повышению выручки на одного работающего с Br2,2 млн. до Br5 млн.

Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности.

Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.

В Республике Беларусь на этапе развития отношений в сфере налогообложения, постоянного совершенствования налогового регулирования необходимо развивать организационно–правовые механизмы, которые позволяют государству реализовывать свои интересы при осуществлении налоговых изъятий. Среди таких механизмов наиболее важным и значимым является налоговый контроль.

Необходимость налогового контроля объясняется наличием частого уклонения плательщиков от налогообложения. В итоге государство недополучает значительные суммы налоговых платежей. Без эффективной

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ формирования и распределения чистой прибыли
Формирование чистой прибыли на предприятии зависит от полученной прибыли до налогообложения и отчислений налогов. Представим формирование чистой прибыли филиала «ВОЭЗ» РУП «БЕЛТЭИ» в таблице 2.6 Таблица 2.6 - Формирование чистой прибыли Показатель 2011 год 2012 год Абсолютное отклонение Темпы роста ...

Экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты НДФЛ
Налог на доходы физических лиц является важнейшим источником формирования бюджета. Он выступает валовой частью внутреннего продукта, формируемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Налоговые отчисления производят участники экономического процесса ...

Анализ денежного оборота на предприятии
Движение денежных средств может быть связанно с различными сторонами деятельности предприятия, поэтому в форме отчета "о движении денежных средств", представлена текущая, инвестиционная, финансовая деятельность. Отразим структуру движения денежных средств в соответствующих моделях: где - ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru