Пути повышения эффективности налогового контроля в Республике Беларусь

Финансовая информация » Результативность и эффективность налогового контроля » Пути повышения эффективности налогового контроля в Республике Беларусь

Страница 2

работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

На сегодняшний день вопросы налогового контроля в Республике Беларусь регулируются главой 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь [4]. Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются плательщиками в налоговые органы из–за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Налоговые органы Беларуси в 2010 году провели более 56 тыс. проверок плательщиков, в том числе более 41 тыс. проверок субъектов предпринимательства. Результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 3,3 процентного пункта выше показателя 2009 года. По результатам проверок предъявлено к уплате в бюджет Br218,4 млрд., в том числе субъектам предпринимательской деятельности Br206,6 млрд., или 139,5% к уровню 2009 года, физическим лицам – Br11,8 млрд. (104,8%). Из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано Br155,2 млрд., что в сопоставимых ценах выше уровня 2009 года на 31%. Анализ контрольной деятельности региональных налоговых органов в 2011 году так же показывает, что если проверок в Беларуси стало меньше, то их результативность приближается к 100% [5] .

Анализ эффективности деятельности налоговых органов определяет, что в Республике Беларусь достаточно развит налоговый контроль и эффективность его постоянно повышается. Об этом свидетельствует то, что количество проводимых проверок неуклонно сокращается, а предъявленные к взысканию по результатам проверок налоги и экономические санкции растут. Однако налоговая культура плательщиков все еще недостаточно высока, так как по итогам проверок выявлены нарушения у 75,1% проверенных субъектов предпринимательской деятельности.

По результатам работы налоговых органов можно выделить следующие проблемы проведения и организации налогового контроля в Республике Беларусь:

– несовершенство и сложность налогового законодательства;

– большая нагрузка на инспекторов;

– преобладание последующего налогового контроля;

– проблемы, возникающие при проверке малых предприятий;

– контроль за применяемыми льготами у плательщиков;

– существуют также проблемы налогового контроля и на межнациональном уровне, такие как применение трансфертного ценообразования, отступления от принципа «страна назначения» при взимании НДС, а также несовершенные соглашения, принимаемые на межнациональном уровне.

Можно предложить следующие направления совершенствования налогового контроля в целях повышения его эффективности в Республики Беларусь:

– совершенствование действующего программного обеспечения процедуры камеральных проверок;

– разработка критериев рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;

– создание специализированных централизованных баз данных, в которых налоговые инспекторы быстро и без каких–либо трудностей могли бы получить полную и современную информацию по необходимым им вопросам в разрезе специфики отраслей;

– проведение ежегодной аттестации работников налоговых служб всех уровней с привлечением в комиссии по аттестации независимых экспертов;

– организация постоянно действующих курсов повышения квалификации работников налоговых органов;

– введение системы балльных оценок работы инспекторов–контролеров;

– активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности;

– совершенствование проводимых совместно с органами Департамента финансовых расследований, а также перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия, обеспечит повышение эффективности контрольных мероприятий;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Институциональная структура глобальных финансов
Международные публичные финансы представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансово ...

Реализация мероприятий плана финансового оздоровления
Каждое предприятие в своей деятельности стремится максимализировать прибыль, а для этого оно должно так организовать свое деятельность, чтобы издержки на единицу реализуемой продукции были минимальны, при неизменных ценах на продукцию и потребляемые ресурсы. Чтобы минимизировать издержки на реализа ...

Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта
Бухгалтерский баланс служит индикатором оценки финансового состояния предприятия. Основная цель анализа финансового состояния – получение небольшого числа ключевых, т.е. наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru