Акциз и таможенная пошлина

Финансовая информация » Акциз и иные виды косвенных фискальных платежей » Акциз и таможенная пошлина

Страница 2

Предоставление определенных преимуществ в виде установления особых или специальных ставок ввозных таможенных пошлин для всех или нескольких видов товаров, происходящих из отдельных стран, и не распространяющихся на товары, происходящие из других стран, определяется как тарифные преференции . Статья 36 Закона о таможенном тарифе устанавливает, что при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров: происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза; а также происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет, Правительством России . В связи с изложенным справедливо замечание относительно невозможности использования акцизов (в отличие от таможенных пошлин) в качестве торгово-политического инструмента по отношению к различным группам стран .

Функциональное назначение "внешних" акцизов характеризуют (помимо обеспечения фискальных интересов государства) как создание равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке государства - ставка налогов, взимаемых при импорте, не должна превышать ставки налогообложения товаров национального производства. То есть ввозимым товарам в стране импортера предоставляется национальный режим, уравнивающий их по параметрам налогообложения с отечественными аналогами . Кроме того, отмечается, что, если акцизы, взимаемые при импорте, могут выравнивать условия конкуренции между отечественными и иностранными товарами, возможны и другие проявления регулирующей функции. Так, если импортные акцизы взимаются по низким ставкам, то они создают широкие возможности для ввоза товаров из-за границы. И наоборот, если акцизы будут установлены выше границ между национальными и мировыми ценами, они станут выполнять протекционистскую функцию, то есть будут ограничивать допуск на отечественный рынок иностранных подакцизных товаров .

В отношении функционального назначения таможенной пошлины можно указать следующее. Являясь одним из инструментов регулирования товарооборота и влияния на экономику страны, таможенная пошлина выполняет фискальную и протекционистскую функции . Первоначально ввозные пошлины так и назывались "фискальными", поскольку за счет них государство действительно пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары. Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция, нацеленная на регулирование внешнеторгового оборота и защиту интересов национального рынка .

В соответствии со ст. 1 Закона о таможенном тарифе основными целями таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таким образом, при общей схожести фискально-регулирующего назначения акцизов и таможенных пошлин можно выделить следующие отличительные особенности этих платежей.

Во-первых, акцизы взимаются только при ввозе товаров на территорию РФ. При этом акцизы взимаются при ввозе именно подакцизных товаров, что сужает сферу их регулирующего воздействия определенным сегментом внутреннего рынка.

Во-вторых, регулирующее воздействие таможенной пошлины отличается ориентированностью на адресный (по отношению к конкретным странам) и оперативный характер регулирования. Именно этим объясняется существование тарифных преференций и делегирование права установления ставок таможенных пошлин Правительству РФ.

Кроме того, торгово-политическая роль таможенного обложения сделала таможенную пошлину объектом не только и не столько национального, сколько международного права. Таможенно-тарифные системы всех государств - объект регулирования со стороны многочисленных межгосударственных многосторонних соглашений . Акцизы же, будучи внутренними налогами, не являются объектом международно-правового регулирования; их применение не регламентируется торговыми договорами и соглашениями и находится в ведении национальных органов власти .

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ показателей рентабельности
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие, или иные финансовые операции. Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкл ...

Методы и формы налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-п ...

Базовые принципы и методические подходы общей теории управления, применяемые в ФМ
Концепции, принципы и методы управления, сложившиеся в ФМ, строятся на достаточно прочной научной базе. Это: 1. Основные законы диалектики: а) перехода количества в качество б) единства и борьбы противоположностей; в) отрицания отрицания 2. Исторически сложившиеся теории и школы общего менеджмента: ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru