Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг, балансовой прибыли и чистой прибыли.
Исходные данные для расчёта рентабельности, а именно: прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, расходы на реализации продукции, выручка от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции приведены в таблице 2.9
Таблица 2.9 – Исходные данные для расчёта рентабельности
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста, % |
Прибыль от реализации товаров, работ, услуг |
1059 |
240 |
-819 |
22,66 |
Расходы на реализацию товаров, работ, услуг |
- |
- |
- |
- |
Выручка от реализации, товаров, работ, услуг |
9187 |
8555 |
-632 |
93,12 |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг |
8128 |
7115 |
-1013 |
87,54 |
Составлено автором по приложению В
Рентабельность производства мы не можем рассчитать, так как у анализируемого предприятия нет расходов на реализацию.
Рентабельность продаж рассчитаем по формуле (1.5).
Для начала найдём рентабельность продаж за 2011 год по формуле:
Rпр-ж11=Прп11/Выр безНДС11х100, (2.35)
Rпр-ж11=1059/9187х100=11,53%,
Затем рассчитаем рентабельность продаж за 2012 год по формуле:
Rпр-ж12=Прп12/Выр безНДС12х100, (2.36)
Rпр-ж12=240/8555х100=2,81%.
Рентабельность продукции по формуле (1.6).
Найдём рентабельность продукции за 2011 год по формуле:
Rпр-и11=Прп11/ С’11 х100, (2.37)
Rпр-и11=1059/8128*100=13,03%,
Затем найдем рентабельность продукции за 2012 год по формуле:
Rпр-и12=Прп12/ С’12 х100, (2.38)
Rпр-и12=240/7115х100=3,37%.
Показатели рентабельности можно оформлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Показатели рентабельности
Вид рентабельности |
2011 год |
2012 год |
Отклонение |
Рентабельность продаж |
11,53 |
2,81 |
-8,72 |
Рентабельность продукции |
13,03 |
3,37 |
-9,66 |
Составлено автором
Из приведённых показателей очевидно, что показатели рентабельности резки снизились. Так рентабельность продаж в 2011 году была 11,53%, а в 2012 году стала 2,81%, то есть изменилась в меньшую сторону на 8,72%.
Рентабельность продукции показывает ещё наиболее худшие показатели. В 2011 году рентабельность продукции составляла 13,03%, а в 2012 году - 3,37%. Это очень негативные факторы для анализируемого предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Проведём факторный анализ методом цепных подстановок, для выявления факторов, которые так убыточно влияют на рентабельность. Исходные данные для факторного анализа приведены в таблице 2.11.
Другое по теме:
Денежный рынок. Спрос и предложение денег,
равновесие на денежном рынке
В каждой сфере функционирования денег денежному предложению противостоит спрос на деньги, функции предложения денег – функция спроса на деньги. Агрегированная функция спроса на деньги, присутствующая в традиционных, в частности, кейнсианских моделях, далеко не полностью отражает специфику спроса на ...
Диагностика вероятности банкротства предприятия методом коэффициентов
Воспользуемся методикой расчета показателей финансовой устойчивости и ликвидности и оценим по данным бухгалтерской отчетности и результатам проведенных расчетов вероятности восстановления или же напротив утраты платежеспособности ОАО «Автодорремстрой» в ближайшие 6 месяцев. Таблица 2.9 Оценка показ ...
Формирование и оптимизации структуры финансовых активов организации
Активы – это имущество организации. Оно состоит из внеоборотных и оборотных активов. Во внеоборотные активы входит стоимость: нематериальных активов; основных средств, в том числе земельных участков; капиталовложений в незавершенное создание объектов основных средств; долгосрочных финансовых вложен ...