Понятие и значение государственного бюджета Республики Беларусь

Финансовая информация » Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике » Понятие и значение государственного бюджета Республики Беларусь

Страница 2

Обратим внимание на то, что многие функции государственного бюджета взаимно противоречивы. Так, изъятие в бюджет налогов можно рассматривать как тормоз для развития частного сектора. Ведь таким способом бизнес лишается определенной части финансовых ресурсов. Но денежные средства, мобилизованные в бюджете и израсходованные на развитие национальной системы образования, есть основание рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Наличие в обществе такого капитала создает на перспективу благоприятные социальные условия для развития, в том числе и для частного сектора национальной экономики.

Последовательному осуществлению функций бюджета обычно препятствуют не только внутренние социальные противоречия, разные экономические интересы, но и такие явления, как инфляция, несвоевременность принятия бюджета, его хронический дефицит и др. [9, с. 31].

С институциональных позиций государственный бюджет выступает как централизованный фонд денежных средств государства,

С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. С юридических позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства по своему усмотрению.

С экономических позиций государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Государственный бюджет есть достаточно сложная категория, поэтому требуется ее конкретизация через другие экономические категории (государственные доходы и расходы, налоги и сборы, дефицит, государственный долг и т.д.).

Формирование и развитие бюджета непосредственно связано с развитием государства. Способность государства концентрировать у себя финансовые ресурсы и рационально их использовать выражается через его бюджетный потенциал. Такая способность определяется с учетом развития законодательной базы и степени собираемости налогов. Наличие высокого бюджетного потенциала сегодня рассматривается как важнейшая предпосылка для успешного выполнения государством своих функций [9, с. 32].

Государственный бюджет — это не просто учет притока и оттока денежных средств в рамках некого централизованного фонда. Это инструмент активного воздействия на социальные и экономические процессы. С этих позиций в рамках бюджета принято выделять так называемый бюджет развития. Его наличие означает, что республиканский бюджет сориентирован на обеспечение долговременного и устойчивого экономического развития, активно поддерживаются точки экономического роста.

Бюджет развития, во-первых, может обозначаться как общая оценка имеющей место прогрессивной направленности государственных расходов. Так, если бюджет предполагает активное участие государства в совершенствовании экономического потенциала страны, то в этом случае можно заявлять о наличии «бюджета развития». Во-вторых, не исключено, что в рамках республиканского бюджета в виде специального экономического фонда (т.е. раздела бюджета) аккумулируются финансовые средства, направляемые на развитие экономического потенциала страны.

Бюджет неразрывно связан с текущими и перспективными проблемами состояния общества, поэтому он и сам по существу является средством планирования общественного развития. И вполне уместно говорить о бюджете как своеобразной форме плана, о планировании и выполнении бюджета как постоянной процедуре государственного регулирования и экономики, и других сфер общественной жизни [10, с. 166].

Таким образом, бюджет государства является главным средством осуществления и разностороннего регулирования успешного и адекватного сложившимся условиям развития, что и определяет его исключительно важную роль в социально ориентированной экономике.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Внебюджетные фонды и Центральный Банк Российской Федерации
Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случа ...

Фонд обязательного медицинского страхования
Создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное меди ...

Понятие налогового планирования
В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru