Понятие и значение государственного бюджета Республики Беларусь

Финансовая информация » Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике » Понятие и значение государственного бюджета Республики Беларусь

Страница 2

Обратим внимание на то, что многие функции государственного бюджета взаимно противоречивы. Так, изъятие в бюджет налогов можно рассматривать как тормоз для развития частного сектора. Ведь таким способом бизнес лишается определенной части финансовых ресурсов. Но денежные средства, мобилизованные в бюджете и израсходованные на развитие национальной системы образования, есть основание рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Наличие в обществе такого капитала создает на перспективу благоприятные социальные условия для развития, в том числе и для частного сектора национальной экономики.

Последовательному осуществлению функций бюджета обычно препятствуют не только внутренние социальные противоречия, разные экономические интересы, но и такие явления, как инфляция, несвоевременность принятия бюджета, его хронический дефицит и др. [9, с. 31].

С институциональных позиций государственный бюджет выступает как централизованный фонд денежных средств государства,

С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. С юридических позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства по своему усмотрению.

С экономических позиций государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Государственный бюджет есть достаточно сложная категория, поэтому требуется ее конкретизация через другие экономические категории (государственные доходы и расходы, налоги и сборы, дефицит, государственный долг и т.д.).

Формирование и развитие бюджета непосредственно связано с развитием государства. Способность государства концентрировать у себя финансовые ресурсы и рационально их использовать выражается через его бюджетный потенциал. Такая способность определяется с учетом развития законодательной базы и степени собираемости налогов. Наличие высокого бюджетного потенциала сегодня рассматривается как важнейшая предпосылка для успешного выполнения государством своих функций [9, с. 32].

Государственный бюджет — это не просто учет притока и оттока денежных средств в рамках некого централизованного фонда. Это инструмент активного воздействия на социальные и экономические процессы. С этих позиций в рамках бюджета принято выделять так называемый бюджет развития. Его наличие означает, что республиканский бюджет сориентирован на обеспечение долговременного и устойчивого экономического развития, активно поддерживаются точки экономического роста.

Бюджет развития, во-первых, может обозначаться как общая оценка имеющей место прогрессивной направленности государственных расходов. Так, если бюджет предполагает активное участие государства в совершенствовании экономического потенциала страны, то в этом случае можно заявлять о наличии «бюджета развития». Во-вторых, не исключено, что в рамках республиканского бюджета в виде специального экономического фонда (т.е. раздела бюджета) аккумулируются финансовые средства, направляемые на развитие экономического потенциала страны.

Бюджет неразрывно связан с текущими и перспективными проблемами состояния общества, поэтому он и сам по существу является средством планирования общественного развития. И вполне уместно говорить о бюджете как своеобразной форме плана, о планировании и выполнении бюджета как постоянной процедуре государственного регулирования и экономики, и других сфер общественной жизни [10, с. 166].

Таким образом, бюджет государства является главным средством осуществления и разностороннего регулирования успешного и адекватного сложившимся условиям развития, что и определяет его исключительно важную роль в социально ориентированной экономике.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Сущность финансовой политики
Финансовая политика государства – это часть (подсистема) экономической политики государства, которая представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и исп ...

Определение потребности в бюджетных средствах
Распределение ресурсов между уровнями образования и образовательными учреждениями осуществляется в соответствии со сложившимся порядком организации бюджетного финансирования, в основу которого положен применяемый уже более 200 лет принцип формирования сметы расходов бюджетного учреждения. Действующ ...

Рекомендации по выбору оптимального портфеля инвестиций
При нахождения оптимального портфеля необходимо взять во внимание такое понятие как "полезность". Более высокие значения полезности присваиваются портфелям с высокой ожидаемой доходностью, а низкие значение полезности присваиваются портфелям с высоким риском. Формула полезности имеет след ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru