Структура государственного бюджета Республики Беларусь

Финансовая информация » Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике » Структура государственного бюджета Республики Беларусь

Страница 1

Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Его расходная часть, как и во всех странах мира, характеризует направление и цели бюджетных ассигнований на развитие и государственное регулирование экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета — бюджетные субсидии аграрному сектору республики. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К другим расходным статьям бюджета относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т.д. [6, с. 73-74].

Республиканский бюджет нашей страны обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В доходы республиканского бюджета включаются: регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления от разбронирования государственных запасов и резервов; доходы государственных целевых бюджетных фондов; трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются: капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности; природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами; мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; общегосударственные программы по социальной защите населения; другие общегосударственные целевые программы; затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью; государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения; затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов; расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности; национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы; погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним; погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций; образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов; выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска; другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80% формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит. Один из источников покрытия бюджетного дефицита — эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов [6, с. 74].

Республиканский бюджет на 2013 год предусматривает исполнение всех социальных обязательств. Общий объем консолидированного бюджета, который утвержден на 2013 год, составляет более Br197 трлн. Бюджет традиционно сохраняет свою социальную направленность.

Так, более Br34 трлн. будет направлено на содержание отраслей образования, Br26 трлн. – здравоохранения. В составе расходов бюджета более Br14 трлн. будет направлено на социальную поддержку граждан, включая компенсацию процентов по жилищному строительству, осуществляемому с государственной поддержкой. При этом на финансирование нового жилищного строительства в 2013 году будет в целом использовано более Br18 трлн., из которых Br14 трлн. – средства бюджета. С данным объемом ресурсов планируется ввести в действие более 6,5 млн.кв.м жилья, при этом около 2,5 млн.кв.м – с государственной поддержкой.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Структура Счетной палаты и ее место в системе органов, осуществляющих внешний государственный финансовый контроль
В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств. Президентский контроль за состоянием госуд ...

Основы монетарной политики в Республике Беларусь
Что касается монетарной политики Республики Беларусь - это составная часть единой государственной экономической политики. Основой ДКП Республики Беларусь считаются Основные направления денежно-кредитной политики республики Беларусь на 2013 год. Основные направления ДКП Республики Беларусь помогают ...

Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии
Несмотря на очевидность необходимости финансового планирования, в процессе его реализации предприятие столкнулось с рядом факторов, ограничивающих его использование. В первую очередь это, конечно, высокая нестабильность внешней среды. К числу внутренних факторов следует отнести: дефицит времени в с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru