Структура бюджетной системы Республики Беларусь

Финансовая информация » Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике » Структура бюджетной системы Республики Беларусь

Страница 2

Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету. Исполнительные и распорядительные органы городов с районным делением могут предоставлять право исполнения городского бюджета в части финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории районов в городе, местным администрациям районов в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке [18, с. 34].

Характерной чертой системы межбюджетных отношений в Беларуси является то, что она выстраивается от доходов различных уровней, а не от расходных полномочий и соответствующих расходных функций, что создает неопределенность и расплывчатость в финансировании публичных услуг. В настоящее время нет четкости в распределения расходов между бюджетами разных уровней. Не ясно, например, за предоставление каких публичных услуг отвечает тот или иной уровень правительства, кто обеспечивает финансирование той или иной услуги.

Сложившаяся система межбюджетных отношений в Беларуси охватывает две основных части: подсистему налогового разделения и подсистему предоставления финансовой помощи через дотации, субсидии и субвенции. Через данные подсистемы осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание.

Подсистема налогового разделения предусматривает «расщепление» как общегосударственных налогов (НДС, налога на прибыль), так и разделение некоторых собственных и закрепленных налогов в порядке внутриобластного бюджетного регулирования, а также регулирования собственных налогов и сборов в порядке, предусмотренном ежегодным законом о бюджете.

Центральным звеном системы налогового разделения закономерно выступают регулирующие или разделенные налоги. Они, как и в других странах СНГ, представляют налоги, которые собираются на территории административно-территориальных единиц и делятся между центром и регионами (областями) в пропорциональном соотношении. Однако никаких правил дальнейшего разделения этих налогов среди уровней субнациональных бюджетов законодательно не прописано [11, с. 4].

В рамках межбюджетного регулирования в Беларуси система разделения налогов выполняет несколько функций. Первая функция — наполнение местных бюджетов денежными средствами: общегосударственными прямыми и косвенными налогами. С теоретических позиций разделенные налоги «рождаются» из производств, расположенных в конкретных регионах и территориальных образованиях. Поэтому перечисление этих налогов в полном размере в центральные бюджеты лишило бы регионы и образования источников воспроизводства и стимулирования использования местных ресурсов: трудовых, материальных, сырьевых.

Вторая функция заключается в том, чтобы корректировать вертикальную неустойчивость путем установления нормы разделения налогов для центрального правительства и субнациональных бюджетов из центрального бюджета [15, с. 93].

Таким образом, структурными элементами бюджетной системы Республики Беларусь являются республиканский и местный бюджеты. Местные бюджеты, в свою очередь, включают в себя бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Денежные средства как экономическая категория, их роль в кругообороте средств предприятия
В любой момент времени предприятие может рассматриваться как совокупность капиталов, поступающих из различных источников: от инвесторов, кредиторов, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия. Эти средства направляются на различные цели: приобретение основных средств, создани ...

Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ
В современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами территорий актуальна проблема качественной оценки потенциальных и реальных региональных возможностей. Отечественная система анализа базируется, как правило, на оценке бюджетных показателей. В своей работе мы считаем целесо ...

Государственные и муниципальные финансы
Государственные финансы это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных, в основном, с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства. По экономической сущности государственные фин ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru