Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь

Финансовая информация » Государственный бюджет Республики Беларусь и его место в экономике » Пути и направления совершенствования государственного бюджета и бюджетной системы Республики Беларусь

Страница 2

- наличие развитого внутриобластного механизма перераспределения денежных средств между уровнями управления через дифференциацию нормативов разделения закрепленных и собственных налогов и доходов.

Беларусь является своего рода уникальной страной, где местное самоуправление находится за пределами всех уровней субнациональных бюджетов, другими словами, местное самоуправление распространено только лишь на узкую группу органов территориального общественного самоуправления, где осуществляется самоорганизация граждан на добровольной основе по месту жительства на территориях микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, поселков и т.п. Это, прежде всего, территориальные микроколлективы, домовые комитеты и другие комитеты граждан по месту жительства, оказывающие помощь Советам и исполнительным комитетам в местном управлении. Не случайно поэтому в законодательной базе используется термин «местное управление и самоуправление», а система местного управления самоуправления полностью включена в систему государственной власти. И это накладывает определенную специфику на организацию межбюджетных отношений.

Закон о бюджете трансформирует систему местного управления и самоуправления в общегосударственную систему финансов. Следует отметить, что недавно принятый Парламентом страны Бюджетный кодекс РБ, который вступил в силу с 2010 г., оказался далеким по отношению к определению четких «правил игры» в межбюджетных отношениях. В нем не нашли отражения понятия «расходные полномочия» и «расходные функции», права и обязанности в области нормативного регулирования бюджетных расходов, порядок разграничения расходных полномочий, закрепления их налоговыми доходами, организация финансирования общественных услуг, формулы горизонтального выравнивания, принципы и методика распределения трансфертов.

Следует отметить, что система межбюджетных отношений в Беларуси просматривается непрозрачно. Данные, публикуемые на Интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь [21], охватывают лишь бюджетное законодательство и некоторые данные о консолидированном и республиканском бюджетах, из которых данные о субнациональных бюджетах можно получить только расчетным путем. В них отсутствуют данные о местных бюджетах всех уровней, информация о принципах формирования межбюджетных отношений, о существующих методиках распределения трансфертов, данные об исполнении местных бюджетов. Достаточно отметить, что в структуре Министерства финансов Республики Беларусь отсутствуют организационные структуры, занимающиеся местными финансами и субнациональными бюджетами в целом.

Таким образом, система межбюджетных отношений в Беларуси осталась наиболее близкой к советской и какие-либо широкомасштабные реформы и эксперименты в постсоветский период в ней не проводились.

Практика осуществления бюджетного процесса показывает, что наиболее актуальными и сложными являются вопросы разграничения расходных полномочий по уровням бюджетной системы. Бюджетный кодекс Республики Беларусь обозначил эту проблему, но не решил. Остается слишком широкой сфера совместного финансирования, многие направления расходов сформулированы нечетко; на региональные и местные бюджеты возложена обязанность исполнения большого количества социальных программ, не подкрепленных источниками финансирования.

В практике осуществления бюджетного процесса в регионах, к сожалению, до сих пор имеет место нежесткость плановых бюджетных назначений, бюджетных ограничений, расходование бюджетных средств «по усмотрению», субъективизм в финансировании расходов. Ответственность за неисполнение Закона о республиканском бюджете скорее продекларирована, чем реально установлена [16, с. 10].

Таким образом, одним из условий для оздоровления системы государственных финансов является совершенствование механизма межбюджетных отношений. Вышестоящие уровни власти используют межбюджетные отношения лишь как инструмент для проведения выработанной ими социальной и экономической политики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Анализ инвестиционных рисков и методы их оценки
Проанализируем чувствительность двух проектов по показателю чистого приведенного дохода и определим лучший проект с точки зрения минимального риска. Перед предприятием стоит задача провести анализ чувствительности проекта с целью выявления влияния основных исходных факторных показателей на его эффе ...

Общая схема налогового планирования
Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях ...

Анализ ликвидности предприятия
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения. Активы предп ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru