Финансирование высшего образования

Финансовая информация » Финансирование деятельности и исполнение сметы расходов учреждения образования: анализ и проблемы » Финансирование высшего образования

Страница 1

Приходится констатировать, что в ближайшее время бюджетные расходы на высшую школу сколько-нибудь существенно расти не будут. Учитывая инфляционные прогнозы на 2009-2011 гг., можно лишь надеяться, что бюджет высшего профессионального образования в реальных ценах удастся удержать на нынешнем уровне.

Равным образом, теперь трудно прогнозировать рост внебюджетных источников финансирования высшего образования. Как считают большинство экспертов, кризис ударит в первую очередь по среднему классу - главному потребителю платных услуг в сфере ВПО. И в прежние годы реальные доходы населения в России, как правило, отставали от роста стоимости высшего образования. Сегодня мы впервые за последнее десятилетие сталкиваемся с ситуацией, когда реальные доходы населения перестанут расти или даже начнут снижаться. Разумеется, это создает принципиально новую ситуацию на рынке образовательных услуг. В России пока не удалось создать эффективной системы образовательных займов, что, безусловно, снижает емкость рынка платных услуг. Амортизационные механизмы, которые позволяют странам Запада поддерживать стабильность национальных образовательных рынков даже в условиях кризисов, в нашей стране практически отсутствуют.

Конечно, никто сейчас не способен достоверно предсказать, как долго продлится кризис, насколько глубоким он окажется и каким будет его воздействие на отдельные социальные и экономические институты. Однако сама обстановка кризиса и связанные с ней многочисленные факторы неопределенности ставят целый ряд вопросов в отношении не только ближайшего будущего развития высшего профессионального образования, но и его недавнего прошлого. Кризис - это, прежде всего, проверка на прочность всего того, что было наработано в годы экономического подъема.

Давно известно, что любой кризис - это не только новые проблемы, но также и новые возможности. Кризис чаще всего сужает набор доступных традиционных решений, но зато заставляет искать решения нетрадиционные. На протяжении десятилетнего экономического подъема и стабильного роста бюджетов высшей школы менеджеры нашего образования - как на уровне соответствующих федеральных структур, так и на уровне отдельных учебных заведений - могли позволить себе роскошь минимизировать политические риски принимаемых решений, застраховаться от потенциальной или реальной оппозиции, просто утопив проблему в дополнительных финансовых ресурсах. Неизбежным следствием такого подхода оказывались половинчатость и непоследовательность соответствующих стратегий, торможение процессов модернизации высшего профессионального образования, постоянное откладывание самых острых вопросов на неопределенное будущее.

Сегодня это неопределенное будущее превращается во вполне определенное настоящее. Ближайшие два-три года станут, по всей видимости, временем принятия многих принципиальных решений. В 2010-2011 гг. можно ожидать существенных корректировок ранее утвержденных планов и контрольных цифр.

Очевидным фактором, так или иначе воздействующим на прогнозы развития высшего профессионального образования в России на ближайшую перспективу, станет новая динамика национального рынка рабочей силы. До самого недавнего времени этот рынок в стране был сильно перегрет; он был классическим примером рынка предложения, а не спроса. Работодатели были вынуждены принимать выпускников вузов независимо от качества полученного образования; высокие прибыли позволяли безболезненно встроить системы внутрикорпоративной подготовки кадров в производственные издержки компаний. В условиях кризиса рынок предложения превращается в рынок спроса: безработица растет, работодатели становятся все более требовательными, в том числе и к качеству образования рабочей силы. Корпоративные университеты во многих случаях оказываются слишком дорогими игрушками; соответственно, возрастают требования к базовому образованию вновь нанимаемых сотрудников. Изменение динамики рынка труда резко обострит конкуренцию в системе высшего профессионального образования, станет мощным катализатором для обновления учебных программ и методов преподавания.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Организационно-финансовое обеспечение инвестиционной политики
Осуществление инвестиционной деятельности – это обязательное условие нормального развития любой организации и всей страны в целом. Все возможные инвестиционные стратегии можно разбить на 2 группы: пассивные инвестиции – те, которые обеспечивают поддержание неухудшения показателей результативности ( ...

Сущность налогового контроля, цели и задачи его осуществления
Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных ...

Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Наиболее глубинным, отличительным признаком налоговой системы является законный, легальный характер платежей, хозяйственная самостоятельность плательщи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru