Финансирование высшего образования

Финансовая информация » Финансирование деятельности и исполнение сметы расходов учреждения образования: анализ и проблемы » Финансирование высшего образования

Страница 2

Еще одним немаловажным обстоятельством, влияющим на перспективы развития российской высшей школы, является динамика развития среднего класса в России, в том числе и возможные флуктуации его образовательных преференций в условиях кризиса. Образованию как сфере инвестиций личных или семейных доходов активную конкуренцию составят другие сферы - жилье, здоровье, пенсионные накопления и пр. Отдельным домохозяйствам, как и государству, придется делать нелегкий выбор между различными приоритетами, и далеко не всегда образование будет занимать первое место в этих приоритетах.

Однако в той мере, в какой образовательные услуги будут являться приоритетной статьей расходов в бюджетах домохозяйств, относящихся к среднему классу, требования к качеству этих услуг будут расти. Отношение к образованию как к дорогостоящей услуге, а не как к привилегии или общественному благу будет все более характерным для тех, кто вынужден платить за образование немалую часть семейного бюджета. Уже сегодня - когда кризис по-настоящему не затронул основную часть среднего класса - наблюдаются многочисленные проявления недовольства студентов архаичными методами преподавания, низким уровнем профессорско-преподавательского состава (ППС), университетской коррупцией, отсутствием современной инфраструктуры и другими типичными для многих российских вузов моментами, снижающими качество получаемого образования. Кризис, по всей видимости, станет усилителем этих настроений; требования обеспечить соответствие стоимости и качества образовательных услуг будут нарастать.

Прогнозирование развития системы высшего профессионального образования России окажется, как минимум, неполным, если оно не будет включать в себя динамическую картину российского студенчества.

Усиление конкуренции на рынке услуг высшего профессионального образования, активизация образовательной мобильности (особенно в контексте перехода на двухуровневую систему дипломов), первые шаги в направлении выстраивания индивидуальных образовательных траекторий все это неизбежно меняет привычное для России распределение ролей в учебном процессе. Студент становится если не центральной фигурой, то, по крайней мере, одним из активных участников этого процесса. Отсюда - важность дополнительных исследований, позволяющих прогнозировать эволюцию объективных и субъективных параметров студенчества как специфической социальной группы.

Россия интегрируется в мировую образовательную среду, и внешние факторы начинают оказывать все более значительное воздействие на процессы, происходящие внутри страны. Растет международная образовательная и научная мобильность, российские вузы вступают в международные партнерства и альянсы, западные университеты агрессивно осваивают российский образовательный рынок, развиваются глобальные системы дистанционного образования и т.д. Трудно предположить, что в обозримом будущем все эти процессы существенно затормозятся и что российским вузам удастся оградить себя от иностранной конкуренции. Поэтому изучение мировой образовательной среды, специфики процесса интернационализации российской высшей школы должно, по всей видимости, стать органической составной частью любой прогностической работы, относящейся к высшему образованию.

В настоящее время отсутствует комплексный прогноз развития системы высшего профессионального образования на среднесрочную перспективу. Существующие оценки будущего состояния данной сферы опираются почти исключительно на макропоказатели финансовых потоков - бюджетных расходов, расходов населения и организаций на высшее образование, а также на оценки теневых расходов, связанных с неэффективностью организационно - экономических механизмов деятельности высших учебных заведений. Между тем в последние годы система высшего профессионального образования претерпела существенные изменения, произошла ее сегментация при интенсивном развитии массового высшего образования: в 2007 г. в вузах Российской Федерации обучалось 7,3 млн. студентов, что в 2,7 раза превышает общее число студентов, которые учились в высших учебных заведениях России в 1992 г. Кроме того, состояние системы высшего профессионального образования сильно дифференцировалось по субъектам Российской Федерации, что также необходимо учитывать при прогнозировании ее дальнейшего развития. [2, стр.11]

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методы и формы налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-п ...

Методы управления дебиторской задолженностью
Когда говорят о реструктуризации задолженности, в большинстве случаев имеется в виду ряд мероприятий по взысканию дебиторской задолженности. В основном это связано с возможностью предприятия занять активную позицию по решению данных вопросов, в отличие от работы с кредиторской задолженностью, когда ...

Оценка финансовой устойчивости
Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют долгосрочные перспективы развития компании, отражают степень защищённости интересов инвесторов и кредиторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Для оценки финансовой устойчивости предприятия определяются следующие показатели. 1/ коэффициент ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru