Финансирование высшего образования

Финансовая информация » Финансирование деятельности и исполнение сметы расходов учреждения образования: анализ и проблемы » Финансирование высшего образования

Страница 3

Кроме того, впервые за последние пятнадцать лет в Российской Федерации вернулись к практике планирования бюджетных расходов на несколько лет. В конце 2007 г., был принят трехлетний бюджет страны на 2008-2010 гг., что совпало со временем разворачивания проекта по «Прогнозу развития высшего профессионального образования на 2009 -2011 гг. в условиях модернизации образования». Казалось бы, в этих условиях нет практически никакой вариантности развития системы высшего профессионального образования. Между тем это совсем не так. В 2008-2010 гг. истекает срок действия очень многих документов, которые определяли развитие отрасли образования с 2000 г. Например, «Концепция модернизации российского образования» задает ориентиры развития на период до 2010 г., «Стратегия развития системы образования», выработанная в 2004 г. - до 2008 г. Заканчивается и действие среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2004-2008 гг., а также Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. В этой связи необходимо попытаться определить основные тенденции развития системы высшего профессионального образования как сферы, которая в последние годы наиболее интенсивно и вместе с тем наиболее противоречиво развивалась.

Еще двумя важными факторами является то, что в 2009 г. единый государственный экзамен (ЕГЭ) переходит из экспериментального режима в постоянный, а также должен произойти переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Эти факторы могут серьезно поменять всю конфигурацию отношений в высшем профессиональном образовании.

С одной стороны, ЕГЭ экспериментально отрабатывается уже с 2001 г., накоплен большой опыт, вузы начали активно принимать результаты единого экзамена. И все же его полномасштабное введение может достаточно сильно и неоднозначно повлиять на развитие ситуации в ВПО: действительно, в 2007 г. по результатам ЕГЭ в высшие учебные заведения было принято 448,8 тыс. чел. из общего приема 1 681,6 тыс. чел., т.е. немногим более четверти абитуриентов. Теоретически в 2009 г. все 100% поступающих в вузы должны приниматься по результатам единого государственного экзамена или по результатам строго определенного круга олимпиад. Необходимо оценить, как это повлияет на развитие высшего профессионального образования, включая и образовательную мобильность: ведь именно с ЕГЭ были связаны надежды на ее рост для детей из малообеспеченных семей и отдаленных территорий. Немаловажным оказывается и вопрос, сможет ли ЕГЭ существенно повлиять на приток в вузы абитуриентов из других регионов в условиях, когда образовательный кредит (в данном случае имеется в виду прежде всего кредит на сопутствующие обучению в вузе нужды) не развит.[2, стр.12]

Эксперимент по образовательному кредитованию начался в 2007 г., однако, по мнению специалистов, та схема, по которой он проводится, хотя внешне и привлекательна, в сколько-нибудь значимых масштабах работать не будет.

С другой стороны, переход на уровневую систему ВПО должен существенно изменить положение в высшем образовании. Соответствующий закон, наконец, принят и в 2009 г. должен начать работать. Это также огромная трансформация, которая до сих пор плохо осознается. В настоящее время 95% студентов вузов учится по программам пятилетней подготовки. В бакалавриате обучается немногим более 4%, в магистратуре - менее 1%. Соответственно, увеличить долю бакалавриата хотя бы до 10% означает увеличить прием на бакалаврские программы в разы. А судя по тому, что заложено в законе, увеличивать прием в бакалавриат придется даже не в разы, а в десятки раз, доводя долю обучающихся в нем до 60-70% от общей численности студентов. Только в этом случае можно надеяться, что рынок труда начнет менять свое отношение к выпускникам вузов - бакалаврам, перестав видеть в них недоученных специалистов. Если же число выпускников-бакалавров не станет большинством, то они, скорее всего, так и останутся дискриминируемым меньшинством. Вместе с тем резкое уменьшение выпуска специалистов может привести к тому, что они получат дополнительный бонус на рынке труда, став в глазах работодателей особой кастой. Таким образом, введение уровневого ВПО может существенно повлиять не только на систему высшего образования, но и на сопряженные с ней сферы.[2, стр.13]

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы
Одним из мероприятий по стабилизации обстановки в социальной сфере будет разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры. Внимание Правительства Российской Федера ...

Сущность прибыли предприятия и основные задачи ее анализа
В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется ...

Центральный банк и коммерческие банки
Создание денег - процесс создания денег денежно-кредитной системой, основанный на возможности денежно-кредитной системы хранить только часть полученных ею депозитов, а другую часть отдавать в виде займом другим лицам и учреждениям. Центральный банк. Основу всей денежной массы страны составляют банк ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru