Оценка финансового положения вуза

Финансовая информация » Финансирование деятельности и исполнение сметы расходов учреждения образования: анализ и проблемы » Оценка финансового положения вуза

Страница 1

Российское государство, за редким исключением, не покупает образовательные услуги для своих граждан. Оно создало и продолжает создавать государственные образовательные учреждения, в нашем случае - вузы, и финансирует/содержит их, т.е. оплачивает их расходы, из средств своего бюджета (см. определение учреждения в Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. 50). Добавим, что негосударственные образовательные учреждения могут получить средства бюджета только в том случае, если они аккредитованы и реализуют проблемы общего образования (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.41). Поэтому частные общеобразовательные школы, например, бюджетное финансирование получать могут, а частные вузы – нет. Бюджетное финансирование по своему содержанию представляет собой безвозмездное обеспечение той деятельности учреждения, которая была определена в качестве основной цели при его создании. В нашем случае – образовательной деятельности по реализации программ высшего профессионального образования. Образовательное учреждение создано (создаётся) учредителем-государством в виде совокупности материальных объектов для обучения установленного контингента студентов. Объём бюджетного финансирования определяется, таким образом, двумя факторами: физическими характеристиками вуза, как объекта, созданного/сформированного учредителем, и контингентом студентов, установленным учредителем. Строго говоря, объём финансирования формируется на основе большего числа характеристик вуза, отражающих определённые условия осуществления учреждением своей деятельности (см. экономическую классификацию расходов бюджетов в Российской Федерации). Каждая такая характеристика учитывается при определении финансирования отдельно. Предпринимаемые в настоящее время попытки перейти к нормативному финансированию образования в расчёте на одного студента пока не реализованы, а расчеты проектируемых нормативов всё равно базируются на постатейном определении расходов. Следовательно, говорить в настоящее время о прямой зависимости бюджетного финансирования от контингента студентов было бы неточным.

Рост контингента учащихся и, соответственно, рост финансирования не может быть бесконечным, поскольку ограничен возможностями вуза как материального объекта и установленными требованиями по материальному обеспечению учебного процесса. Предельный контингент студентов установлен лицензией. Превышение этого показателя возможно только при условии изменения материальных условий осуществления образовательного процесса (и соответствующего переоформления лицензии).

Содержание сложного экономического положения системы образования Минобразованием России связывалось и связывается, в частности, с невозможностью профинансировать из бюджета в полном объёме расходы на содержание материально-технической базы оказать адресную помощь образовательным учреждениям. Следуя этому тезису, можно утверждать, что более полное обеспечение системы образования бюджетными средствами улучшает её финансовое и экономическое положение.

В основу такого подхода к оценке могут быть положены следующие соображения:

· образовательный процесс в надлежащих масштабах и с надлежащим качеством может осуществляться только при обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами;

· снижение финансирования относительно потребности в нём ведёт к ухудшению экономического положения образовательного учреждения, а увеличение финансирования и приближение его к уровню обоснованной потребности – к улучшению экономического положения.

К настоящему времени в системе высшего образования выполнен ряд научно-исследовательских работ, посвящённых определению потребности образовательных учреждений в бюджетных средствах. Эти расчеты основывают на расчёте потребностей в средствах по каждой статье расходов образовательного учреждения в отдельности и дальнейшем их суммировании. При наличии разработанной нормативной базы такие расчеты обеспечивают очень высокую точность и обоснованность. Это позволяет применять их как для составления проекта бюджета, так и для оценки экономического положения. Основным недостатком такого подхода можно считать его высокую трудоёмкость и сложность сбора нужной информации, не говоря уже о необходимости наличия разработанной нормативной базы для каждого (!) показателя, используемого в расчёте. В органах управления образованием, разумеется, такая информация имеется, проводятся расчёты для определения потребности подведомственных образовательных учреждений в бюджетных средствах. В принципе, при необходимости, можно воспользоваться и этой информацией, но она практически недоступна для исследователей. Поэтому представляется разумным разработать менее сложный алгоритм определения потребности в средствах, так как применяться он будет в расчетах, носящих в значительной степени оценочный характер.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Экономическая сущность, функции и классификация налогов
Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наиме ...

История возникновения налогов и их значение в доходах государства
Известный русский финансист XIX века И.Я. Горлов в своей книге «Теория финансов» выделял три вида источников государственных финансовых ресурсов: домены, регалии, налоги. Сущность домена (промыслового налога), первого источника формирования государственной казны, который был выделен И.Я. Горловым, ...

Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во много ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.forteg.ru