Налоговая оптимизация

Финансовая информация » Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов » Налоговая оптимизация

Страница 1

Налоговая оптимизация - это деятельность, осуществляемая особым кругом субъектов. Обязательным участником налоговой оптимизации является налогоплательщик, поскольку именно на него законодательством возлагается обязанность по уплате налогов. В данной деятельности реализуется один из главных интересов налогоплательщика - уменьшение размера налоговой обязанности. Субъектами налоговой оптимизации могут выступать и лица, не являющиеся налогоплательщиками конкретных налогов. Их деятельность направлена на то, чтобы не наступили юридические факты, влекущие признание их налогоплательщиками конкретных налогов и возникновение обязанности по уплате налогов. К числу факультативных участников налоговой оптимизации следует отнести организации и физических лиц, которые содействуют ей: разрабатывают новые методы снижения размера налоговых обязанностей, оказывают консультационную и организационную помощь, регистрируют офшорные организации и др.

Таким образом, налоговую оптимизацию можно определить, как осуществляемую с использованием специфических методов правомерную деятельность налогоплательщиков, направленную на избежание или уменьшение размера налоговой обязанности.

Налоговая оптимизация обладает рядом общих черт с налоговыми правонарушениями и рядом признаков, которые их существенно отличают друг от друга. И налоговые правонарушения, и налоговая оптимизация - это поведение, выраженное во вне. Однако если налоговые правонарушения могут в принципе выражаться в простых действиях (бездействии), то налоговая оптимизация представляет собой сложный поведенческий акт.

Налоговые правонарушения и налоговая оптимизация являются осознанным волевым поведением, однако на этом их сходство заканчивается. Налоговая оптимизация - это всегда осознанное и целенаправленное поведение, которое наряду с хозяйственной целью направлено на уменьшение размера налоговой обязанности. В свою очередь, налоговое правонарушение - это всегда виновное деяние, совершаемое в форме умысла или неосторожности. Во-первых, виновность как обязательный признак налогового правонарушения возможна только в рамках противоправного поведения. Во-вторых, налоговое правонарушение может совершаться с различной степенью осознания лицом общественной вредности и противоправности своего поведения. Схожими с внутренней стороны деяниями будут налоговая оптимизация и налоговые правонарушения, которые совершаются умышленно. Но налоговые правонарушения могут совершаться и с неосторожной формой вины, когда лицо не осознает общественной вредности и противоправности своего поведения. Налоговая оптимизация же не может осуществляться без осознания налогоплательщиком характера и смысла своих действий (бездействия).

Важнейшим отличительным признаком налогового правонарушения от налоговой оптимизации является противоправность, т.е. нарушение законодательства о налогах и сборах. Критерий противоправности в литературе называется основным (а в некоторых источниках - единственным) основанием отграничения налоговых правонарушений от налоговой оптимизации. Одновременно данный критерий является одним из самых дискуссионных и порождает множество точек зрения на данную проблему. В специальных исследованиях данный вопрос рассматривается как проблема правовых пределов налоговой оптимизации. Как нами отмечалось ранее, налоговая оптимизация - это правомерное поведение, т.е. не нарушающее требований норм права (не только финансового, но и других отраслей права). Налоговое правонарушение, в свою очередь, - это деяние, которое нарушает нормы законодательства о налогах и сборах. Являясь правомерным поведением, налоговая оптимизация выражается в использовании права, соблюдении запретов и надлежащем исполнении налоговых обязанностей. Наиболее распространенной формой налоговой оптимизации является использование принадлежащих налогоплательщику прав. Границы дозволенного использования принадлежащих налогоплательщикам прав, как правило, законодательно не определены. Вместе с тем, поскольку права налогоплательщиков являются производными от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, то законодательство о налогах и сборах достаточно жестко определяет условия (основания) для реализации прав налогоплательщиков. Так, право на возмещение НДС связывается законодателем с рядом дополнительных условий его использования. Вместе с тем, поскольку границ дозволенного поведения законодательство о налогах и сборах не устанавливает, возникает вопрос о злоупотреблении правом в данной сфере. Очевидно, что в случаях превышения границ использования налогоплательщиком своих прав его поведение следует рассматривать не как налоговую оптимизацию, а как налоговое правонарушение. В этой связи следует подробно остановиться на данной проблеме. В специальной литературе подчеркивается, что граница дозволенности в реализации права лежит как в объективированной (использование права не должно причинять вред другим субъектам правоотношений), так и в субъективной (использование права должно быть добросовестным) плоскости. Вместе с тем, как нами отмечалось ранее, налоговая оптимизация - это явление, причиняющее вред обществу, хотя и находящееся в сфере защиты конституционного права на собственность. Следовательно, деятельность налогоплательщика по реализации своих прав, предоставленных законодательством о налогах и сборах, неизбежно причиняет вред интересам государства, которое недополучает налоги. Однако было бы абсурдно признавать реализацию прав налогоплательщиками налоговым правонарушением. Таким образом, не всякий вред при использовании прав в рамках налогового законодательства будет свидетельствовать о злоупотреблении ими. Объективный критерий - причинение вреда не может быть надежным индикатором превышения границы прав налогоплательщиков. Тогда на первый план выступает субъективный критерий использования права – добросовестность.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России
Если оценивать в целом российское законодательство, регламентирующее отношения в сфере осуществления инвестиционной деятельности, то надо отметить, что оно достаточно объемно – это более тысячи нормативных правовых актов. Можно назвать некоторые из них: Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №̴ ...

Учет налогоплательщиков
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имуще ...

Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц
Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru