Резервы повышения эффективности анализа финансового состояния предприятия

Финансовая информация » Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения » Резервы повышения эффективности анализа финансового состояния предприятия

Страница 3

С переходом к рыночным отношениям стали применяться требования к значению К\, принятые в учетно-аналитической практике стран Запада, где нижнее критическое значение Ki принято равным 2. Данное условие само по себе является достаточно жестким и вряд ли выполнимым для большинства отечественных предприятий, большинство из которых продолжает работать, как и в условиях централизованно планируемой экономики, со значительным дефицитом собственных оборотных средств. Более того, оно оказалось достаточно жестким и для экономически развитых стран. Так, по данным Министерства торговли США в 1990г. по ряду отраслей коэффициент /С/имел следующие значения: машиностроение -1,85; издательская деятельность - 1,67; розничная торговля -1,5; химическая промышленность - 1,3; производство продуктов питания - 1,25. Таким образом практика привела к необходимости дифференцировать нормативное значение Ki по отраслям и подотраслям.

Отметим, что в среднем по предприятиям России в 1994г. значение К} не превосходило 1,4. Тем не менее до последнего времени в российских нормативных актах в качестве критического использовалось значение К\=2 без его дифференциации по отраслям.

В Беларуси с мая 2000г. используются дифференцированные нормативные значения коэффициентов Kj и К2. Однако представленные в Правилах нормативные значения данных

коэффициентов оказались разработаны не достаточно тщательно, что привело к следующим противоречиям.

Так, например, для отрасли "торговля и общественное питание" Правилами заданы следующие нормативные значения коэффициентов: К\ == 1,0; К2 - ОД. Но если исходить из нормативного значения Kj - 1,0, то нормативное значение К2 должно быть равно нулю, но никак не - ОД. И наоборот, если исходить из нормативного К2 - 0,1, то нормативное значение Ki должно быть равно 1,1, но никак не -1,0.

Аналогичная ситуация с нормативными значениями К\ и К2 по другим отраслям народного хозяйства. Чтобы представить себе картину в полном объеме рассмотрим все предлагаемые в приложении 6 к Правилам нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированные по отраслям народного хозяйства (см. табл.1). В таблице 1 кроме нормативных значений /С;и К2 представлены также рассчитанные нами нормативные значения Кд --- / /<*/ и суммы ;нормативных значений Кд + К2 — 1 ' Ki + /G-[51, с. 392] |

В последнем столбце таблицы нами представлена расчетная нормативная сумма долей краткосрочных обязательств и собственного капитала в формировании оборотных активов. Как говорилось выше, она должна равняться единице в случае отсутствия у предприятия долгосрочных обязательств. Что же получается исходя из полученных данных?

Для таких отраслей, как связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, жилищно-коммунальное хозяйство в т.ч. газоснабжение, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, наука и научное обслуживание, расчетные нормативные суммы оказались больше единицы (от 1.01 до 1.29). То есть, для этих отраслей нормативные значения Ki и К2 вступают в противоречие друг с другом.

В то же время, для таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйства, транспорт, строительство и другие отрасли народного хозяйства, априори предполагается частичное (от 2% до 11%) формирование оборотных активов и за счет долгосрочных кредитов и займов, т.к. расчетные нормативные суммы для них оказались меньше единицы (от 0.89 до 0.98).

Если исходить из заложенной в Правилах методологии, то в случае» наличия у предприятия долгосрочных обязательств (см. рис. З.1.), формула (4) преобразуется следующим образом:

Kj+K2+Kdo = l,(7)

где:

Кдо = IVT1/IIA =Д0 /О А

и представляет собой долю долгосрочных обязательств в формировании оборотных активов. Но опять же, задав нормативное значение для К\ — 1,0 мы тем самым не оставляем места ни для /О, ни для Кдо.

Из вышесказанного следует, что нормативные значения коэффициентов К\ и К2 требуют пересмотра. Но прежде чем их пересматривать, необходимо определиться методологически в отношении долгосрочных обязательств.

Дело в том, что долгосрочные кредиты и займы предоставляются предприятиям, как правило, не для формирования оборотных активов, а для приобретения основных средств, т.е. внеоборотных активов. В этом плане их уместнее рассматривать в совокупности с разделом III Пассива баланса. На это обращают внимание и разработчики Правил, но почему-то только в главе 7 "Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия", где читаем: " .как правило, долгосрочные кредиты и займы (строки 411 и 412) приравниваются к собственному капиталу предприятия (строка 390)." В экономической литературе даже встречается специальный термин результата такого приравнивания - "постоянный капитал", представляющий собой сумму собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Основные полномочия и функции органов федерального казначейства РФ
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: - доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; - ведет учет опе ...

Рассмотрение и утверждение бюджетов
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, о ...

История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ
Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Ро ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru