– в обеспечении повышения самостоятельности бюджетополучателей в распоряжении бюджетными средствами и их ответственности за конкретные, измеримые результаты работы. С введением СБП бюджетный процесс оказывается заключенным в среднесрочные макроэкономические рамки, что заставляет руководителей министерств и ведомств, получателей бюджетных средств более четко сформулировать приоритетные задачи своей политики и заботиться о том, чтобы эти задачи не противоречили друг другу;
– в использовании фактических показателей СБП за один год для продолжения процесса бюджетного планирования в последующие годы, чтобы обеспечить его стабильность и преемственность, повысить его прозрачность и обоснованность;
– в обоснованности определения бюджетных ассигнований на основе государственных приоритетов и разработанных бюджетных программ и оценки их результативности;
– в установлении принципов использования единой системы классификации показателей бюджета, методологии их расчетов и отчетности на всех уровнях государственного управления. Это значительно повышает бюджетную прозрачность, определяет механизмы обеспечения фискальной дисциплины, предусматривает бюджетную самостоятельность между центральными и местными органами государственного управления, устанавливает основополагающие принципы внутреннего и внешнего аудита, государственного финансового контроля.
В то же время среднесрочный бюджет обладает также и целым рядом недостатков.
Во-первых, составить интегрированный многолетний бюджет – задача совсем не простая, в том числе и с административной точки зрения. В частности, ее решение может потребовать гораздо большего объема ресурсов, чем готов выделить на эти цели финансовый орган. Во-вторых, использование полноценного многолетнего бюджета предполагает наличие высокого политического и социального согласия. В-третьих, в условиях переходной экономики многолетний бюджет может оказаться чересчур жестким инструментом, особенно для регионов, серьезно зависящих от проводимой правительством экономической и финансовой политики, а также от изменений в межбюджетных отношениях.
Непосредственными результатами СБП являются:
1. Улучшение качества информации, предоставляемой правительству. СБП служит инструментом, существенно повышающим качество информации, на основе которой принимаются стратегически важные решения. Так, в частности, СБП обеспечивает правительство информацией, которая позволяет оценивать затраты и результаты различных направлений экономической политики, выбирать наиболее эффективные из альтернативных программ, исходя из общественных приоритетов и не выходя за рамки бюджетных ограничений.
2. Совершенствование представления бюджета. Сравнительный анализ программ и подпрограмм подразумевает пересмотр существующей структуры представления бюджета в целях обеспечения возможности точного соизмерения их затрат, результатов и расходования бюджетных средств.
3. Расширение аналитических возможностей Министерства финансов. Переход на СБП должен дать отраслевым управлениям и территориальным подразделениям Министерства финансов возможность:
• более успешно моделировать переменные государственной политики и преобразовывать задачи этой политики в финансовые планы;
• осуществлять мониторинг ключевых показателей эффективности бюджетных расходов;
• привлекать кадры, обладающие навыками современного финансового менеджмента;
• развитие культуры стратегического управления бюджетными расходами и ответственности за их результаты, как на макро-, так и на отраслевом уровнях.
Другое по теме:
Сущность, значение, принципы финансового
планирования на предприятии
Финансовое планирование - (англ, financial planning) - вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий. Различные авторы дают следующие определения понятию финансовое планирование (табл.1). Таблица 1 Опр ...
Налог на добычу полезных ископаемых
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрац ...
Определение понятий «финансы коммерческих
организаций», «финансовое планирование», «финансовая стратегия»
Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и ...