Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона

Финансовая информация » Оценка финансового состояния бюджета » Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона

Страница 2

Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

Можно выделить общие черты для бюджетов независимо от уровневого положения и особенные (исключительные) черты бюджетов субъектов РФ, позволяющие выделить их из системы финансовых категорий.

Общий финансовый статус категории «бюджет» состоит в следующем (23, С. 16):

– представляет собой форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода в собственность всего государства (или субъекта РФ) и её использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;

– осуществляет перераспределение национального дохода и части национального богатства, как между территориальными образованиями, так и между отраслями хозяйствования;

– является средством выражения целостной системы императивных денежных отношений;

– сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:

– имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;

– является средством регулирования местных бюджетов.

Материальный аспект территориального бюджета наименее дискуссионен в научной литературе. Бюджет, как и любая другая финансовая категория, имеет соответствующее материально – вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде соответствующего территориального уровня. В результате этого реальные бюджетные отношения получают своё выражение в потоках мобилизуемых и используемых денежных средств конкретного региона.

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств соответствующего территориального уровня, происходит посредством экономической формы – доходов и расходов бюджета. Это – специфические формы функционирования самого регионального бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения; они – категории отдельного (обособленного) по отношению к более общей категории – бюджету. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфические назначения: доходы обеспечивают региональные органы власти необходимыми денежными средствами, расходы распределяют финансовые ресурсы в соответствии с региональными потребностями.

Таким образом, региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных органам власти.

Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, «Бюджетным кодексом Российской федерации», а также другим федеральным и региональным законодательством.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Механизм и принципы кредитования
Кредитный механизм. Рынок кредитов - сфера обращения ссудных средств. Модель любой кредитной сделки можно представить в виде цепочки, состоящей как минимум из трех агентов (держателя сбережений, одного или нескольких финансовых институтов и реципиента), цепочки, по которой движутся кредитные ресурс ...

Методы и типы монетарного регулирования
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномо­чий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (администра­тивные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. К административ ...

Налоговая база по акцизам
Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется: ü как объем реализованных (переданных) по ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru