Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета

Финансовая информация » Оценка финансового состояния бюджета » Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета

Страница 2

С точки зрения условия привлечения средств при формировании доходов региональных бюджетов можно говорить о доходах двух групп (17, С. 96):

– средства, привлекаемые на безвозмездной и безвозвратной основах;

– средства, предоставляемые на возвратных и (или) возмездных условиях.

К безвозвратным финансовым ресурсам территориальных бюджетов относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования природных ресурсов, от приватизации, которым свойственен признак эквивалентности, а также средства в форме финансовой поддержки субъектов РФ (субсидии, дотации и др.).

Во втором случае это финансовые ресурсы, которые используются для пополнения бюджетов субъекта РФ временно, и подлежат возврату. Они могут быть как безвозмездного характера (например, ссуда), так и возмездного – бюджетные, коммерческие кредиты.

В категорию «трансферты» входят все безвозвратные, безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням, и их получение часто связано не с денежными, а с политическими условиями.

В российской практике они имеет форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

На наш взгляд, в современных условиях более оправдано использование классификации доходов по праву собственности (рис. 1.2.1) (13, С. 42).

Рис. 1.2.1. Модель формирования доходов региональных бюджетов

В практике российской бюджетной деятельности мобилизация доходов территориальных бюджетов осуществляется различными методами:

– по источникам образования – общими и специальными методами;

– по условиям привлечения поступления – обязательными и добровольными платежами;

– по способу закрепления доходов – закрепление за бюджетами субъектов РФ доходов в полном объеме, методом квотирования ставок и методом присоединения ставок;

– по способу передачи из вышестоящего бюджета – методом отчисления от федеральных регулирующих налогов и методом оказания прямой финансовой поддержки;

– по формам мобилизации – методами наличных и безналичных расчетов.

Методы отражают качественную, содержательную сторону доходов бюджета, так как позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений и межбюджетного регулирования.

О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах. В материальном смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций субъекта Российской Федерации. В экономическом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений. Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации (18, С. 4):

1) бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;

2) бюджетное кредитование – возвратное предоставление денежных средств из бюджета;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Пути повышения эффективности налогового контроля в Республике Беларусь
С 1 октября 2012 года вступили в силу основные положения указа №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" от 26 июля 2012 года, в связи с чем в сфере осуществления проверок произошли определенные изменения. В частности, конкрет ...

Дополнительные образовательные услуги
На протяжении ряда лет не прекращаются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования. Обилие противоречивых писем и разъяснений государственных органов, принятие абсолютно противоположных решений арбитражными судами ...

Порядок использования фонда накопления предприятия
Нормативное регулирование распределения и использования прибыли предприятия. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и нега ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru