Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ

Финансовая информация » Оценка финансового состояния бюджета » Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ

Страница 1

В современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами территорий актуальна проблема качественной оценки потенциальных и реальных региональных возможностей.

Отечественная система анализа базируется, как правило, на оценке бюджетных показателей. В своей работе мы считаем целесообразным опираться на накопленный опыт отечественных экономистов, учитывая, что большинство предложенных западными учеными методик несопоставимы по предложенным коэффициентам к российской действительности.

В российской экономической системе модели, оценивающей финансовый потенциал региона, не выработано. Как правило, экономисты сращивают в системе оценки понятия уровень «финансового потенциала» и «финансового состояния региона».

Под финансовой устойчивостью региона мы понимаем сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе.

Однако большинство исследователей при оценке финансовой устойчивости региона оценивают лишь устойчивость бюджета, как главного источника ресурсной базы региона, не рассматривая при этом иные источники средств.

Механизмы оценки финансовой устойчивости бюджетов были предложены различными учеными-экономистами, рассмотрим методику, предложенную академиком Г.Б. Поляком (24, С. 228).

Он считает, что уровень устойчивости бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. При этом автором было квалифицировано 4 состояния устойчивости бюджета, исходя из уровня минимальных расходов:

– абсолютно устойчивое состояние бюджета;

– нормальное состояние бюджета;

– неустойчивое состояние бюджета;

– кризисное состояние бюджета.

Для определения степени устойчивости федерального бюджета могут быть использованы следующие методы (24, С. 229).

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если:

Рмин < Дс + Дп (1.3.1)

где:

Рмин – минимальные расходы бюджета; Дс – собственные доходы бюджета; Дп – перераспределяемые доходы бюджета.

2. Нормальное состояние:

Рмин = Дс + Дп (1.3.2)

3. Неустойчивое состояние:

Рмин = Дс + Дп + Дд (1.3.3)

где Дд – дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).

4. Кризисное состояние:

Рмин > Дс + Др (1.3.4)

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:

Дс / Д = 60 – 70% (1.3.5)

Дп / Д = 30 – 40% (1.3.6)

3/ Р= 10 – 15% (1.3.7)

где Д – общая сумма бюджетных доходов; Р – общая сумма бюджетных расходов; 3 – бюджетная задолженность.

2. Нормальное состояние бюджета:

Дс / Д = 40 – 50% (1.3.8)

Дп / Д = 50 – 60% (1.3.9)

3 / Р = 30 – 35% (1.3.10)

3. Неустойчивое состояние:

Дс / Д = 5 – 10% (1.3.11)

Дп / Д = 90 – 95% (1.3.12)

3 / Р = 40 – 50% (1.3.13)

В анализе федерального бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета и могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

Для анализа бюджета можно использовать следующие бюджетные коэффициенты (29, С. 83):

– коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Крс = Дп / Дс (1.3.14)

– коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д (1.3.15)

– коэффициент внешнего финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д (1.3.16)

– коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р = Дс / Рмин (1.3.17)

– коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п = Д / Рмин (1.3.18)

– коэффициент налогового покрытия:

Кн.п = Дн / Рм (1.3.19)

где Дн – налоговые доходы бюджета.

– коэффициент неналогового покрытия:

Кнн.п = Днн.п / Рмин (1.3.20)

где Дннп – неналоговые доходы бюджета.

– коэффициент трансфертного покрытия:

К т.п = Дт.п / Рмин (1.3.21)

где Дтп – доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений).

– коэффициент дефицитности бюджета:

Кд = БД / Р (1.3.22)

где БД – бюджетный дефицит.

– коэффициент бюджетной задолженности:

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие и сущность контроллинга
Понятие и концепция контроллинга характеризуется противоречиями. Как уже говорилось раннее эксперты так и не пришли к обоюдно согласному единственному мнению о том, что же такое контроллинг. Контроллинг как функция в англо-американской литературе определяется как часть функций управленческого проце ...

Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки
Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о ...

Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. терри ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru