История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ

Финансовая информация » Основные направления и анализ деятельности Счетной палаты РФ » История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ

Страница 1

Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата была создана в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Цель создания и порядок формирования Счетной палаты определяется Конституцией РФ, а также ФЗ № 4 от 11 января 1995 г. «О Cчетной палате Российской Федерации». Согласно ему Счетная палата Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.[3]

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

Фактически свою работу Счетная палата начала в июне 1995 года, после принятия соответствующего закона и назначения аудиторов Счетной палаты.

В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ – переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе – во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны – Федеральным Собранием (далее - ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.

Таким образом, в отношении СП РФ можно утверждать, что она является относительно, а не абсолютно самостоятельным органом. С одной стороны, Ст.1 ФЗ «О Счетной палате» гласит, что в рамках задач, определенных законодательством, СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Ее самостоятельность с организационной точки зрения подчеркивается тем, что она осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, сама определяет формы и методы своих контрольных полномочий, организации и государственные органы, подлежащие проверке, и способы воздействия на лиц, которые нерационально и незаконно используют средства федерального бюджета.[4]Кроме того, и Конституция и Федеральный закон «О Счетной палате» называют ее не Счетная палата Федерального Собрания, а Счетная палата РФ, дополнительной гарантией независимости Счетной палаты является особый правовой статус ее членов, которые независимы в своей деятельности и пользуются иммунитетом, предусматриваемым для судей.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.[5]

Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии.

Кроме этого, аудиторы, избираемые палатами сроком на 6 лет, наделяются дополнительными гарантиями неприкосновенности.

Хотя Счетная палата не наделена правом законодательной инициативы, но на практике она в результате своих проверок, знакомства с разными ведомствами все настойчивее рекомендует депутатам заняться совершенствованием действующего законодательства.

С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ, в случаях:

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые М ...

Денежные фонды предприятия
Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий являются формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляются обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства, финансирование научно-технического прогрес ...

Анализ финансового состояния предприятия
Общество с ограниченной ответственностью "Экипаж". В дальнейшем именуемое "Общество" является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании учредительных документов (приложение А), Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ "Об обществах с ограниченной отве ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru