Предпосылки реформирования налоговой системы

Финансовая информация » Налоговая реформа в России 1992 г., ее необходимость и значение » Предпосылки реформирования налоговой системы

Страница 2

Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внут­ренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой сто­имости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегу­лировании пропорций между накоплением и потреблением на предприятиях. Об­ложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по срав­нению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчисляется путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода[2].

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от при­надлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15 %.

Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой сис­темы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.

Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Парламент России во главе с Пре­зидентом Б. Ельциным, пытаясь ослабить СССР, начал бездумную «войну» про­тив М. Горбачева, который в какой-то степени повторил судьбу Луи Бонапарта. Известно, чтобы свергнуть короля, французская буржуазия отказалась платить налоги. История повторилась. Чтобы перевести крупнейшие союзные предприя­тия в подчинение Правительству Российской Федерации, было устроено «прези­дентское перетягивание канатов» (предприятиям, переходившим под «российские знамена», ставка налога на прибыль уменьшалась с 22 до 19 %). М. Горбачев отве­тил на вызов, и предприятиям, изъявлявшим желание остаться в подчинении союз­ных министерств, налоговые ставки также снижались. Естественно, какие-либо эко­номические основы для этого отсутствовали, налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяй­ственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в со­став СССР, прежде всего прибалтийскими, практически полностью обескровил со­юзный бюджет, который по сути дела развалился, все выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к безу­держной инфляции и пустым полкам в магазинах.

По расчетам специалистов общая масса денег по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб. = $ 0,7), для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира.

Приведем некоторые статистичес­кие данные, характеризующие динамику экономики Российской Федерации (табл. 1.1). Очевидно, что они, как говорится, не нуждаются в комментариях.

Таблица 1.1

Динамика некоторых экономических показателей в Российской Федерации в 1990-1993 гг. (млрд. руб., %)[3]

Экономический показатель

1990

1991

1992

1993

Денежная эмиссия

X

89,3

1513,0

10904,8

Доходы бюджета РФ

159,5

310

5327,6

49730

Расходы бюджета РФ

154

347,8

5969,5

57674

Превышение доходов над расходами (+), расходов над доходами (-)

+8,5

-37,6

-641,9

-7943,6

Дефицит бюджета в % к доходам

12,1

12,0

15,8

Сводный индекс цен на товары

(к предыдущему году)

X

2,6

26,1

9,4

Индекс объема промышленной продукции (1989 г. – 100 %)

99,9

91,9

75,4

64,8

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы
Одним из мероприятий по стабилизации обстановки в социальной сфере будет разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры. Внимание Правительства Российской Федера ...

Оценка рентабельности и деловой активности предприятия
Оценка деловой активности и рентабельности производится с помощью группы коэффициентов, позволяющих сделать выводы о скорости обращения имеющихся у предприятия оборотных активов, а также способностях быстрого погашения имеющихся обязательств, эффективности использования внеоборотных активов (таблиц ...

Денежные доходы
Как уже было сказано, денежные доходы домашнего хозяйства представляют собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство (семья) для обеспечения своих расходов. Классифицируют денежные доходы в соответствии с различными признаками: [23 с.73] 1. В зависимости от источника дохода: - за ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru