Налог на добавленную стоимость

Финансовая информация » Налоговая реформа в России 1992 г., ее необходимость и значение » Налог на добавленную стоимость

Страница 1

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к кото­рым относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможен­ные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Во многих случаях объекты налогообложения для косвенных налогов совпадают, что (с уче­том большого числа таких налогов) способствует постоянному росту цен на потре­бительские товары и услуги. Наиболее существенным из применяемых в РФ кос­венных налогов является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из самых молодых из фор­мирующих основную часть доходов бюджетов налогов (предложен французским экономистом М. Лоре в 1954 г., применяется во Франции с 1958 г.). Лежащий же в основе определения НДС показатель добавленной стоимости начал использовать­ся в статистических целях значительно раньше. Например, в США он применяет­ся с 1870-х гг. для характеристики объемов промышленной продукции, а в России он использовался в аналитических целях в период НЭПа[4].

Необходимость применения показателя добавленной стоимости как объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономи­ческого Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку и применение мер, на­правленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступления в ЕЭС. Основы современной европейской системы НДС определяются Шестой директивой Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г., принятой с целью унификации базы НДС во всех странах-членах Сообщества (что очень важно, так как определенный процент отчислений направляется на формирование общего бюджета ЕЭС). Однако в большинстве стран мира применяются свои собственные системы исчисле­ния и взимания НДС (по состоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС при­менялся в 82 странах)[5].

Решение задачи развития рыночных отношений в России потребовало реорга­низации исчисления и взимания действовавшего до 1992 г. налога с оборота, кото­рый более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксиро­ванными государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного ценообразования на основе спроса и предложения возможность фор­мирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР, исключалась. В то же время государство должно было иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в РФ с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, что позволило обеспечить рав­ный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятий.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который влия­ет и на процессы ценообразования, и на структуру потребления. В моделях запад­ных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании спроса. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен необ­ходимостью решения следующих задач:

• ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

• обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;

• систематизации доходов.

Основная функция НДС – фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % до­ходов бюджетов в странах, применяющих этот налог, но его доля в бюджетах от­дельных государств существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45 % налоговых поступлений в бюджет, а в Нидерландах – 24 %[6]. Удель­ный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 г. составил 46,0 %, в 1999 г. - 44,6 %, по проекту бюджета на 2000 г. - 41,1 %. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к внутреннему валовому продукту (ВВП), в РФ по проекту бюджета на 1999 г. составила 4,08 %; ожидаемое исполнение – 4,53 %; по проекту на 2000 г. – 5,2 %. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4 %; минимальное значение – 6,5 % в Германии, максимальное значение – 10,2 % в Греции[7].

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие и значение налогового контроля
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 установлено, что государственный финансовый контроль вкл ...

Особенности финансовой политики в РФ
Финансовая политика государства представляет собой совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для выполнения государством его функций. [ 11; 498 ] Для достижения указанной цели необходимы финансовая стабилизация, направленная на сни ...

Формирование доходов местных бюджетов
Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдач ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru