Источник: разработано автором по [18, 24].
Таблица была рассчитана с учетом значений коэффициентов-дефляторов для соответствующих лет (1999 г. - 1,365; 2000 г. - 1, 202; 2001 г. - 1,186; 2002 г. - 1,151; 2003 г. - 1,120; 2004 г. - 1,117; 2005 г. - 1,104; 2006 г. - 1,132) посредством последовательного деления номинальной величины поступлений на произведение необходимых дефляторов (к примеру, для выражения в реальных ценах базового года поступлений акцизов в 2006 г., его номинальное значение в ценах 2006 г. было разделено на произведение всех указанных дефляторов: 0,14/ (I2006×I2005×I2004×I2003×I2002×I2001×I2000×I1999) = 0,04 (трлн. руб.)).
Как следует из представленных данных, для всего периода с 1998 по 2006 гг. характерен рост налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,1% (2003 г.) до 25% (по итогам 2000 г.).
Если же рассматривать период после реализации основных изменений налогового законодательства, то прирост налоговых доходов в реальном выражении по итогам 2005 г. составил 10,8% (табл.2.9).
Таблица 2.9
Показатели годового прироста налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства РФ за 1999 - 2006 гг. (%)
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Темп годового прироста |
4,7 |
25 |
4,5 |
4,3 |
4,1 |
5 |
10,8 |
6,5 |
Источник: разработано автором по [18].
Темп прироста рассчитан по формуле:
Тпр = .
Схожая динамика наблюдалась и в отношении доли налоговых доходов в ВВП, которая к 2005 г. достигла максимальной величины за рассматриваемый период времени (36,9% ВВП). В 2006 г. доля налоговых доходов оказалась неизменной и осталась на неизменном уровне 36,9% ВВП. При этом заметный рост налоговых поступлений наблюдался в 2000 г., что преимущественно было обусловлено значительным ростом поступлений по налогу на прибыль, НДС и вывозным таможенным пошлинам.
В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать:
· благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы;
· расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики;
· улучшение налогового администрирования;
· а также частичное сокращение величины налоговой задолженности;
· положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды [17].
К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:
1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов
в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:
а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;
б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
г) совершенствование системы государственной регистрации
Другое по теме:
Сущность, функции, виды денег
Рассмотренные процессы свидетельствуют о том, что деньги служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Сущность денег характеризуется их участием в: • осуществлении разли ...
Содержание и задачи анализа прибыли, рентабельности источники информации
Основными аналитическими и управленческими задачами анализа прибыли являются: Оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является оcновным показателем хозяйственной деятельности; Оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем с ...
Бюджетное планирование
Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования. Уровень его организации, научная обоснованность планируемых показателей бюджета, их сбалансированность в основном определяют экономическое и социальное развитие как отдельных регионов, так и государства в ...