Содержание государственного долга

Финансовая информация » Внешняя задолженность РФ: современное состояние и перспективы динамики » Содержание государственного долга

Страница 3

Необходимо добавить, что в результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства. Этот факт отрицать нельзя, но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели – получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.

Хотелось бы отметить, что государственный долг можно классифицировать по ряду признаков. Обычно в качестве таковых используют следующие: экономический признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак [10].

В зависимости от слагаемых компонентов государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Согласно существующим уровням власти (классификация по типу заемщика) государственный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской федерации и муниципальный долг.

Государственный долг может существовать в следующих формах: кредитные соглашения и договора; государственные и муниципальные займы; договора и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договора о предоставлении государственных и муниципальных гарантий; соглашения и договора о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации тридцатью годами (согласно статьям 98, 99 Бюджетного кодекса РФ), а для муниципальных образований – десятью (статья 100 Бюджетного кодекса РФ).

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса РФ [9] в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

По признаку держателя ценных бумаг внутренние государственные займы делятся на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные.

В зависимости от формы выплаты дохода внутренние государственные займы делятся на процентные займы, выигрышные займы, процентно-выигрышные займы, беспроигрышные займы и беспроцентные (целевые) займы.

По методу размещения внутренние государственные займы бывают добровольные, размещенные по подписке и принудительные.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Москва как финансовый международный финансовый центр
За годы экономических реформ Москва превратилась в крупнейший финансовый центр страны, со значительным отрывом опережающий другие города России по уровню развития финансовой инфраструктуры и концентрации финансовых ресурсов. Сегодня в столице находится большая часть ведущих финансовых институтов: к ...

Характеристика казахстанской фондовой биржи. Ее структура
15 ноября 1993 года в Казахстане была введена национальная валюта – тенге. На второй день после этого события – 17 ноября 1993 года – Национальный Банк Республики Казахстан и двадцать три ведущих казахстанских коммерческих банка приняли решение создать валютную биржу. Существовавший до этого Центр ...

Сущность и функции финансов домашних хозяйств
Финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расшире ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru