Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения населения России

Финансовая информация » Система становления и развития негосударственных пенсионных фондов в России » Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения населения России

Страница 1

В рамках реформирования пенсионной системы в Российской Федерации большое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды.

На сегодняшний день согласно п.2 ст.36.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" на момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика каждый НПФ должен соответствовать ряду жестких требований. А именно иметь:

совокупный вклад учредителей (учредителя), внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 млн. руб. со дня вступления в силу Федерального закона № 75-ФЗ, не менее 30 млн. руб. - с 01.01.2005 и 100 млн. руб. - с 01.01.2009;

величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности - ИОУД) с 01.01.2005 не менее 30 млн. руб., с 01.07.2009 - не менее 100 млн. руб.;

опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее 1 года с 01.01.2004, а с 01.07.2009 - не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;

опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее 2-х лет.

Не иметь:

актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания, а также фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2-х лет деятельности.

В ст.2 §2 данного закона в общем виде характеризуются природа и источники финансирования утвержденных законодательством видов деятельности и сказано: "Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, пенсионных накоплений, размещение и организацию размещения пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений" [2]. Так что через виды его деятельности НПФ квалифицируется как институциональный (коллективный) инвестор.

В определении Современного экономического словаря институциональный инвестор есть кредитно-финансовый институт, выступающий в роли держателя акций; организация, основной целью которой является инвестирование собственных средств или средств других компаний, которыми она владеет как доверенное лицо. Наиболее распространенные институциональные инвесторы - пенсионные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, банки [57, с.145].

У. Шарп, Г. Дж. Александер, Дж.В. Бейли в своем фундаментальном учебнике отмечают: "Институциональные инвесторы (institutional investors) в наиболее широком смысле - это финансовые посредники любого типа. Однако при обсуждении возрастающей роли институциональных инвесторов на американском рынке акций главное внимание уделяется пенсионным фондам, взаимным фондам, страховым компаниям." [66, с.11-12]. В русле теоретических предпосылок, сделанных ранее, это позволяет нам выделить две основные сущностные характеристики деятельности НПФ - как социального института и институционального (коллективного) инвестора.

Вместе с тем, взаимодействуя с субъектами и участниками отношений, НПФ является хозяйствующим субъектом исключительно сложной внутренней архитектуры. П.А. Новгородов замечает:". негосударственный пенсионный фонд представляет собой сложно-организованную иерархически соподчиненную систему, включающую различные подсистемы." [52].

Схематически структура НПФ с ее внешними и внутренними взаимодействиями и связями представлена в приложении 1.

Таким образом, мы можем четко определить ярко выраженные его качества НПФ как:

- социального института;

- коллективного инвестора;

- хозяйствующего субъекта.

М.М. Аранжереев ввел новое понимание места и роли системы негосударственного пенсионного обеспечения как элемента пенсионной системы. Он пишет: "В результате реформирования пенсионная система Российской Федерации сегодня представлена тремя элементами:

1) государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;

2) обязательное пенсионное страхование;

3) негосударственное пенсионное обеспечение" [13, с.12].

Такое представление пенсионной системы принято называть трехуровневым [38, c.63].

Руководствуясь всеми этими соображениями, мы можем представить пенсионную систему России в виде совокупности институтов-элементов (Приложение 2), имеющих относительно однородные характеристики и несводимые различия. Так, в рамках пенсионной системы несложно выделить два базовых института: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и совокупность (систему) негосударственных пенсионных фондов. Тот и другие являются социальными институтами и коллективными инвесторами (в этом их сходство), но по организационно-правовой форме и источникам финансирования они абсолютно различны.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Бюджетные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления
Федеральные органы государственной власти в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия: · установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отн ...

Выездные налоговые проверки
Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Налоговый кодекс не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны проводить выездную налоговую проверку ...

Совершенствование механизмов для развития системы малого предпринимательства
Рассматривая законодательные документы, необходимо отметить, что регламентирование деятельности малых предприятий осуществляется в хронологическом порядке. Этапы более раннего закрепления развития малого предпринимательства отражены в приложении. К более поздним нормативным документам относятся: За ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru