История возникновения налогов и их значение в доходах государства

Финансовая информация » Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства » История возникновения налогов и их значение в доходах государства

Страница 1

Известный русский финансист XIX века И.Я. Горлов в своей книге «Теория финансов» выделял три вида источников государственных финансовых ресурсов: домены, регалии, налоги.

Сущность домена (промыслового налога), первого источника формирования государственной казны, который был выделен И.Я. Горловым, заключается в том, что государство как хозяйствующий субъект вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность: сдавать имущество в аренду, организовывать казенные предприятия, приобретать ценные бумаги частных эмитентов и т.п. «Иногда правительство занимается каким-либо промыслом, как все частные люди».[2]

Другой источник формирования финансовых ресурсов государства – регалии, которые являются доходами, полученными от эксплуатации исключительного права государства заниматься определенными видами деятельности. Здесь уже проявляется особенность государства, т.е. оно может не только играть, но и устанавливать правила игры. К примеру, к числу регалий могут быть отнесены государственные пошлины за рассмотрение дел в судах (судебная регалия) или же право собственности государства на имущество безвестно отсутствующего лица (бесхозная регалия).

И, наконец, третий источник – это налог, который направлен на удовлетворение коллективных потребностей.

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.

Ни одно государство, какие бы то ни было времена, не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Невозможно точно определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно определить, когда появилось первое государство. Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.

Еще в XIII - XII веках до н.э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.[3]

В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями:

1. Первый период налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.

В IV - III веках до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.

Развитие государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой, появился первый всеобщий денежный налог – трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме составляло более 200.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Анализ эффективности финансирования
Для анализа источников формирования средств ООО «Престиж-маркет» составим таблицу 7. Данные таблицы 7 отражают основные источники формирования активов ООО «Престиж-маркет»[49]. Таблица 7 Собственный капитал и обязательства ООО «Престиж-маркет» Пассив На начало 2006 года, руб. Уд. вес, % На конец 20 ...

Структура и организация органов Федерального казначейства в РФ
Казначейство – специальный государственный финансовый орган, представляющий единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфина РФ. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соо ...

Способы решения проблем, препятствующих деятельности владельцев малых предприятий
По мнению А.С. Хусаиновой, для усиления социальной функции ЕСХН целесообразно разрешить налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходы на содержание объектов ЖКХ, социально- культурной сферы, а также на приобретение объектов внешнего благоустройства, объектов лесного хозяйства, ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.forteg.ru