Динамика налоговых доходов

Финансовая информация » Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства » Динамика налоговых доходов

Страница 1

Если анализировать доходы нашей бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала являются налоговые поступления[14](см. приложение 1).

Диаграмма 1.1

Диаграмма динамики налоговой нагрузки на экономику

Доля налоговых доходов (в %):

2000г. - 88,3; 2001г. – 81,3; 2002г. – 75,8;

2003г. – 74,5; 2004г. – 83,7; 2005г. – 86,4.

Как видно из диаграммы доля налоговых доходов в консолидированном бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику.

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги: в США они формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, Японии – 75%.

В России доля налогов, примерно, соответствует жировым показателям: в 2000г. она составляла более 88%, в 2001г. – около 82%, а если взять 2005г., то более 86%.

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Однако, наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер.

Но также налоги действуют и на экономику в целом. Причем иногда, они оказывают угнетающее воздействие. К примеру, у предприятий, которые полностью платят налоги, не остается достаточных средств для инвестиций, модернизации, адаптации к условиям рынка.

Формирование рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался опыт зарубежных стран. Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночной экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

Однако фискальная роль отдельных налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политика любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована, прежде всего, на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по их видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, рассмотрим именно налоговые доходы федерального бюджета и нормативы их зачислений:

· Налог на прибыль организаций (в зависимости от организации и соглашений) – от 20% до 100%;[15]

· НДС – 100%;

· Акцизы на различные виды спирта – 50%, 100%;

· Акцизы на табачную продукцию – 100%;

· Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д. – 40%;

· Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы – 100%;

· Акцизы по подакцизным товарам и продукции – 100%;

· НДПИ (в зависимости от вида полезного ископаемого и зоны добычи) - 40%, 95%, 100%;

· Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (в зависимости от принадлежности) – 70% и 100%;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. терри ...

Методология планирования доходов на федеральном уровне
Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет около 90%. К налоговым доходам ...

Учет налогоплательщиков
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имуще ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.forteg.ru