Динамика налоговых доходов

Финансовая информация » Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства » Динамика налоговых доходов

Страница 2

· ЕСН – 100%;

· Государственная пошлина – 100%.

Исходя из выше изложенного, проведем краткий анализ значимости некоторых перечисленных нами налоговых поступлений. Обратимся к федеральному уровню бюджетной системы РФ.

Динамика налоговых поступлений за период с января по ноябрь 2004 года и 2005 года. (млрд. рублей).

Налог на прибыль вырос с 161,6 на 346,1 млрд.руб.

ЕСН снизился с 328,5 до 235,8 млрд. руб.

НДС изменился с 232,3 до 403,3 млрд. руб.

Акцизы на нефть увеличились с 35,2 до 42,3 млрд. руб.

НДПИ поднялся с 759,2 до 775,5 млрд. руб.

Диаграмма 1.2

Налоговые поступления

Как следует из диаграммы – значительная часть налоговых поступлений в 2004-2005гг. была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость, НДПИ, налога на прибыль организаций, ЕСН и акцизов.

В таблице 2 (приложение 3) представлена структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 2001-2004 гг.

Доходы федерального бюджета на 2004 год утверждены на уровне 3273,84 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16130 млрд. руб. и уровня инфляции 10%.

Анализ показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2004 году составила более 79,8% , это на 1,7% выше показателя предыдущего года.

Такой небольшой рост объясняется снижением налоговой нагрузки на экономику, а также ожиданиями менее благоприятной внешнеэкономической коньюктуры. Показателем налогового бремени может служить доля налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП: в 2004 году она сокращается до 24,2%.

В отличие от 2005 года основную долю налоговых доходов федерального бюджета с января по ноябрь в 2004 году составляют поступления по налогам: НДС, НДПИ, и налога на прибыль организаций. Так, на его долю пришлось в 2002 г. – 36,3%, в 2003 – 39,1%, в 2004 – 50,7%, а в 2005 – 40% от всех налоговых доходов федерального бюджета.

Таким образом, несмотря на снижение ставки налога на добавленную стоимость его удельный вес в объеме налоговых доходов возрос на 1,4% (281,1 млрд. рублей) по сравнению с предыдущим годом и это повышение обусловлено улучшением собираемости налогов и частичным пресечением «теневого» оборота товаров, незаконной предпринимательской деятельности, контрабанды.

Если пронаблюдать роль акцизов, то у нас получится следующее:

· 2003 год – в федеральный бюджет поступило 248,11 млрд. рублей;

· 2004 год - 109,74 млрд. рублей;

· 2005 год – 83,95 млрд. рулей.

Из этих данных видно, что уровень поступления сумм за акцизы снижается. Хотя, если взять конкретно акцизы за нефтепродукты, то эти поступления наоборот выросли на 16,9% и составили 42,3 млрд. рублей. Анализ указывает на резкое сокращение акцизов по подакцизным товарам. Это связано с отменой акцизов на природный газ, а также передачей акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в бюджете субъектов Федерации. Конечно, необходимость частичной компенсации отмены налога с продаж не вызывает сомнения, но федеральный бюджет должен разделять тяжесть налоговых реформ с региональными бюджетами. Поэтому, было бы целесообразней оставить часть акцизов на алкогольную продукцию в федеральном бюджете. Но, несмотря на это, увеличение поступлений, в частности, акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставки акциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля за деятельностью предприятий отраслей использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня.[16]

В 2004 году существенно возросли в доходах федерального бюджета, как доля, так и физический объем налогов на внешнюю торговлю. Так, удельный вес таможенных пошлин в налоговых доходах федерального бюджета возрос с 13,89% в 2003 году до 25,7% в 2004г. (См. приложение 3). Этот рост в основном обусловлен значительным ростом мировых цен на нефть. Повышение поступлений, в частности, ввозимых (импортных) таможенных пошлин осуществляется путем улучшения налогового администрирования и замещения необлагаемого ввоза облагаемым.

В доходах федерального бюджета не наблюдается тенденция существенного повышения доли прямых налогов, и, прежде всего, налога на прибыль организаций. Такая же тенденция характерна и для консолидированного бюджета РФ. Это связано, как со снижением налоговой ставки (1 января 2002 года базовая ставка снижена с 30 до 24%), так и широким применением многочисленных схем минимизации этого налога.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Опционы как инструмент страхования
Опционы — еще одна повсеместно распространенная форма страхового договора. Опцион (option) — это право что-либо купить или продать по фиксированной цене в °УДущем. Как мы уже видели в примере с авиабилетами, приобретение опциона с целью снижения ценового риска есть страхование убытков, связанных с ...

Экономическая сущность и классификация оборотных активов предприятия
Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные - землю, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, т.е. все остальные активы баланса). Основные активы трудно реализуемы, поскольку требуется значительное врем ...

Порядок составления проекта федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru