Современные проблемы формирования налоговых доходов

Финансовая информация » Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства » Современные проблемы формирования налоговых доходов

Страница 1

Ресурсы общественного сектора находятся в распоряжении не только центральных, но и территориальных (региональных, местных) органов. Для осуществления своих функций каждый из них располагает собственным бюджетом. В России и других федеративных государствах субъекты федерации пользуются широкими бюджетными правами, в унитарных государствах права административно-территориальных образований, как правило, не столь значительны[29]. По сути, именно способность в некоторых пределах распоряжаться ресурсами общественного сектора делает власть территориальных органов реальной.

Вместе с тем значительная часть общественных средств в любой стране сосредоточена в руках центральных органов законодательной и исполнительной власти. Решения, принимаемые на общенациональном уровне, существенно влияют на бюджетную политику регионов. Это происходит, в частности, потому, что во многих странах, в том числе в России, территориальные бюджеты формируются в преобладающей степени за счет устанавливаемых законом отчислений от общенациональных (федеральных) налогов, а также за счет финансовой помощи из общенационального бюджета[30].

Таким образом, на практике имеет место сложная система взаимоотношений между бюджетами разного уровня. Объяснить эти взаимоотношения и определить пути их формирования, отвечающие принципу эффективности, призвана теория бюджетного федерализма. Федерализм в данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства.

Законодательно межбюджетные отношения в части распределения налогов определяются Бюджетным Кодексом РФ и региональными законами. Под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет федеральных налогов.

Проведем сравнительный анализ распределения налогов, предусмотренного Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, и распределения налогов, установленного новым Бюджетным кодексом РФ. (Таблица 3.1).

Из таблицы видно, что изменения в распределении не произошли со следующими видами налогов: таможенные пошлины, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ), налог на наследование, транспортный налог, единый налог на вмененный доход.

Изменилось распределение акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия: в Программе было предусмотрено равное распределение между федеральным и региональными бюджетами – по 50%, а в БК РФ установлено 100% - в региональные бюджеты.

Прочие акцизы (по нефтепродуктам) ранее в Программе полностью распределялись (100%) в региональные бюджеты, сейчас же в БК РФ установлено 40% - в федеральный, 60% - в региональные бюджеты.

Увеличилось распределение в региональные бюджеты налогов на доходы физических лиц на 20 % за счет уменьшения в местных бюджетах.

Распределение налога на прибыль предприятий в региональные бюджеты увеличилось незначительно – на 2%.

Налог на игорный бизнес полностью стал распределяться в региональные бюджеты за счет исключения из местных бюджетов.

Налог с продаж в настоящее время отменен, экологические платежи переведены в неналоговые доходы, налог на недвижимость (имущество, землю) не введен.

Единый сельскохозяйственный налог ранее в Программе не был введен, в настоящее время БК РФ устанавливает следующее распределение: 40% - в федеральный бюджет, по 30% - в региональные и местные бюджеты.

Таблица 3.1

Схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году

Налог

Статус

Распределение, предусмотренное Программой

Распределение, установленное БК РФ

Федераль-ный бюджет

Региональ-ные бюджеты

Местные бюджеты

Федераль-ный бюджет

Региональ-ные бюджеты

Местные бюджеты

Таможенные пошлины

Ф

100

-

-

100

-

-

НДС

Ф

100

-

-

100

-

-

Налог на добычу полезных ископаемых:

Ф

углеводородного сырья

80

20*

-

80

20*

-

общераспространенных полезных ископаемых

-

100*

-

-

100*

-

прочих полезных ископаемых

40

60*

-

40

60*

-

добываемых на континентальном шельфе

100

-

-

100

-

-

Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию)

Ф

100

-

-

100

-

-

Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия

Ф

50

50

-

-

100

-

Прочие акцизы (по нефтепродуктам)

Ф

-

100

-

40

60

-

Налог на доходы физических лиц

Ф

-

50

50**

-

70*

30

Налог на наследование

Ф

-

100

-

-

100

-

Налог на прибыль предприятий

Ф

31

61*

8

27

63

-

Транспортный налог

Р

-

100

-

-

100

-

Налог с продаж

Р

-

40

60**

Отменен

Экологические платежи ( налоги )

Р

-

50

50

Переведены в неналоговые

Налог на игорный бизнес

Р

-

80

20

-

100

-

Налог на недвижимость (имущество, землю)

М

-

-

100

Не введен

Единый налог на вмененный доход

М

-

-

100

-

-

100

Единый сельскохозяй-ственный налог

Не был введен

40

30

30

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ показателей деловой активности предприятия
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму ...

Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения
Нам, можно сказать, повезло. Долгое время жители нашей страны, которые хотя бы немного были заинтересованы экономикой и политикой, положением России в мире и ее делами с другими государствами, ждали разрешения непонятностей в ситуации с погашением государственного внешнего долга. И вот сейчас, спус ...

Структура собственного капитала предприятия
Собственный капитал, безусловно, имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов (рис. 1.1.). Коммерческие органи ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.forteg.ru