Налоговый потенциал – существенная часть финансового потенциала региона.
Налоговый потенциал региона – эта максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов в отдельном регионе, исчисленных в условиях действующего законодательства[35]. Потенциал отдельного налога – максимально возможная за определенный период времени сумма поступлений по данному налогу исходя из установленных законом налоговой базы и налоговых ставок.
Расчет налогового потенциала является важной составляющей в бюджетном процессе, и многие регионы справедливо отмечают в своей нормативно-правовой базе важность данного показателя. Основой расчетов налогового потенциала являются показатели краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона. Источником для расчета налоговой базы и потенциала доходов бюджета является отчетность, предоставленная предприятиями всех форм собственности в Государственный комитет статистики РФ. Экономические службы региона после анализа полученных данных передают информацию об объемах реализованной продукции, размерах балансовой прибыли, фонда оплаты труда, среднегодовой стоимости имущества и т.п. в финансовые службы, которые на основе них проводят предварительные расчеты потенциала доходов бюджета в соответствии с утвержденной методикой. Основой для расчета доходов в целом или по отдельным видам налогов являются:
· показатели социально-экономического развития региона;
· показатели анализа поступлений налогов и сборов за три предшествующих года;
· ожидаемый объем поступлений;
· ожидаемый объем недоимки и др.
Необходимость оценки налогового потенциала региона вызвана прежде всего:
· стремлением увеличить самостоятельность регионов в использовании своего налогового потенциала;
· возможностью правильно оценить действительные потребности регионов в финансовой помощи;
· желанием прекратить споры по поводу несправедливого распределения федеральной помощи между субъектами РФ.
На величину налогового потенциала региона оказывают влияние множество факторов как объективных, так и субъективных. К объективным факторам можно отнести[36]:
· уровень развития экономики региона;
· отраслевая структура региона;
· действующее налоговое законодательство;
· уровень и динамика действующих цен;
· объем и структура экспорта и импорта и др.
К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.
Далее в работе будет сделана попытка, рассмотреть социально-экономическое развитие Калужской области как основу формирования налоговых доходов региона.
Калужская область – характерный субъект Центрального федерального округа (ЦФО): регион не богат полезными ископаемыми; доля занятых в экономике составляет около 50% всех проживающих; уровень благосостояния населения ниже средне российского, но очагов социальной напряженности нет.
Основой экономики Калужской области является промышленность. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (36.7% всей промышленной продукции в 2003 году), деревообработка (12.2%), пищевая промышленность (22.7%)[37]. Перспективы экономики региона связаны с наукоемкими производствами (разработки в области атомной энергетики, космической техники, радиооборудования и приборостроения), наличием развитой транспортной инфраструктуры и подъемом туристической отрасли.
Калужская область имеет кредитный рейтинг, присвоенный агентством Standard & Poor's: В+ по международной шкале и ruА+ по российской шкале (прогноз стабильный). Среди российских регионов аналогичный рейтинг, но с позитивным прогнозом, у Московской области.
В целом, основой и наиболее активно развивающимся сегментом экономики Калужской области является промышленность (см. таблицу 3.2)
Отмечается стабилизация работы большинства промышленных предприятий области, многие из них устойчиво развиваются, наращивая выпуск продукции. Объем промышленной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом возрос на 103,7%.
Таблица 3.2
Индекс промышленного производства, % к предыдущему периоду
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 (прогноз) | |
РФ |
112,0 |
105,0 |
104,0 |
107,0 |
106,7 |
106,2 |
ЦФО |
115,0 |
110,0 |
111,0 |
109,3 |
109,1 |
107,5 |
Калужская обл. |
117,0 |
115,0 |
102,0 |
108,2 |
107,6 |
106,4 |
Другое по теме:
Водный налог
Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4 ...
Государственное пенсионное обеспечение
Пенсия (от латинского pensio - платёж) - регулярная и пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленн ...
Порядок проведения налогового учета организаций и физических лиц
Порядок проведения налогового учета – это установленная налоговым законодательством последовательность действий налоговых органов по осуществлению регистрации, перерегистрации или снятии с регистрации лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету, а также деятельность налоговых ор ...