Укрепление налогового потенциала региона как источника формирования налоговых доходов федерального бюджета

Финансовая информация » Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства » Укрепление налогового потенциала региона как источника формирования налоговых доходов федерального бюджета

Страница 1

Налоговый потенциал – существенная часть финансового потенциала региона.

Налоговый потенциал региона – эта максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов в отдельном регионе, исчисленных в условиях действующего законодательства[35]. Потенциал отдельного налога – максимально возможная за определенный период времени сумма поступлений по данному налогу исходя из установленных законом налоговой базы и налоговых ставок.

Расчет налогового потенциала является важной составляющей в бюджетном процессе, и многие регионы справедливо отмечают в своей нормативно-правовой базе важность данного показателя. Основой расчетов налогового потенциала являются показатели краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона. Источником для расчета налоговой базы и потенциала доходов бюджета является отчетность, предоставленная предприятиями всех форм собственности в Государственный комитет статистики РФ. Экономические службы региона после анализа полученных данных передают информацию об объемах реализованной продукции, размерах балансовой прибыли, фонда оплаты труда, среднегодовой стоимости имущества и т.п. в финансовые службы, которые на основе них проводят предварительные расчеты потенциала доходов бюджета в соответствии с утвержденной методикой. Основой для расчета доходов в целом или по отдельным видам налогов являются:

· показатели социально-экономического развития региона;

· показатели анализа поступлений налогов и сборов за три предшествующих года;

· ожидаемый объем поступлений;

· ожидаемый объем недоимки и др.

Необходимость оценки налогового потенциала региона вызвана прежде всего:

· стремлением увеличить самостоятельность регионов в использовании своего налогового потенциала;

· возможностью правильно оценить действительные потребности регионов в финансовой помощи;

· желанием прекратить споры по поводу несправедливого распределения федеральной помощи между субъектами РФ.

На величину налогового потенциала региона оказывают влияние множество факторов как объективных, так и субъективных. К объективным факторам можно отнести[36]:

· уровень развития экономики региона;

· отраслевая структура региона;

· действующее налоговое законодательство;

· уровень и динамика действующих цен;

· объем и структура экспорта и импорта и др.

К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.

Далее в работе будет сделана попытка, рассмотреть социально-экономическое развитие Калужской области как основу формирования налоговых доходов региона.

Калужская область – характерный субъект Центрального федерального округа (ЦФО): регион не богат полезными ископаемыми; доля занятых в экономике составляет около 50% всех проживающих; уровень благосостояния населения ниже средне российского, но очагов социальной напряженности нет.

Основой экономики Калужской области является промышленность. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (36.7% всей промышленной продукции в 2003 году), деревообработка (12.2%), пищевая промышленность (22.7%)[37]. Перспективы экономики региона связаны с наукоемкими производствами (разработки в области атомной энергетики, космической техники, радиооборудования и приборостроения), наличием развитой транспортной инфраструктуры и подъемом туристической отрасли.

Калужская область имеет кредитный рейтинг, присвоенный агентством Standard & Poor's: В+ по международной шкале и ruА+ по российской шкале (прогноз стабильный). Среди российских регионов аналогичный рейтинг, но с позитивным прогнозом, у Московской области.

В целом, основой и наиболее активно развивающимся сегментом экономики Калужской области является промышленность (см. таблицу 3.2)

Отмечается стабилизация работы большинства промышленных предприятий области, многие из них устойчиво развиваются, наращивая выпуск продукции. Объем промышленной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом возрос на 103,7%.

Таблица 3.2

Индекс промышленного производства, % к предыдущему периоду

2000

2001

2002

2003

2004

2005 (прогноз)

РФ

112,0

105,0

104,0

107,0

106,7

106,2

ЦФО

115,0

110,0

111,0

109,3

109,1

107,5

Калужская обл.

117,0

115,0

102,0

108,2

107,6

106,4

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Порядок и сроки отражения выявленных нарушений в бухгалтерском учете
При обнаружении ошибки бухгалтер в первую очередь определяет, к какой группе она относится: Ø Ошибка, связанная с предоставлением неверных данных в налоговых расчетах Ø Ошибка, связанная с неправильным отражением бухгалтерских операций по счетам бухгалтерского учета и привела к неправ ...

Состав и структура бюджетной системы РФ
Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после ег ...

Методы и способы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Цель анализа финансовых результатов – выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей [12, с. 138]. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результата ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.forteg.ru